Иркутск, 2 июля – АиФ-ВС. В центре картонного или пластикового ящичка будет закреплена капсула с половым гормоном самки вредителя. Самцы должны слететься на запах и прилипать к клейким стенкам ловушки. Если мера подействует, уже через год популяция насекомых в зоне действия таких приспособлений сведётся к нулю, уверяют учёные. И это не единственная мера, которую обещают применить, чтобы уберечь сибирские города от нашествия паразитов.
Все о горностаевой моли в нашем сюжете>>>
Бой по всем фронтам
Рубить поражённые деревья категорически нельзя – в голос заявляют специалисты.
– Сибирская яблоня – очень устойчивое ко всем внешним воздействием растение. Чтобы дерево погибло от яблонной
Светлана СИЗЫХ |
моли (именно этот подвид вредителя опутывает паутиной сибирские яблони. – Ред.), оно должно перенести 5-7 подобных стрессов подряд, – аргументирует Светлана СИЗЫХ, заместитель директора ботанического сада ИГУ. Сейчас поддержать ослабленные растения специалисты планируют внекорневой подкормкой, то есть опрыскиванием. Микробиолог Ирина ТОРБЕЕВА советует и частникам помочь яблоням на своих участках и обработать их антистрессовыми препаратами, которыми в изобилии торгуют магазины для садоводов.
По прогнозам, примерно через неделю гусеницы вредителя превратятся в бабочек. К этому времени в Восточную Сибирь из Москвы должна будет прийти тысяча суперсовременных ловушек с феромонами. В первую очередь их развесят вокруг детских садов, школ, больниц и яслей.
Лариса ЗАБРОДСКАЯ |
А осенью самые поражённые ветви специалисты намерены обрезать и сжечь в городских котельных, чтобы наверняка избавиться от угрозы.
Фотогалерея: хроника второго пришествия моли>>>
Заместитель губернатора Иркутской области Лариса ЗАБРОДСКАЯ рассказывает, что из областной казны на борьбу с вредителем выделят пять миллионов рублей. Бороться с молью планируется даже при помощи космомониторинга: пожелтевшие или раньше времени лишившиеся листьев деревья будут выявлять со спутника. А городская администрация планирует создать сайт с интерактивной картой, где сами иркутяне смогут отмечать места, поражённые яблонной молью.
Апогей позади?
Впрочем, есть мнение, что хуже, чем в этом году, уже не будет.
Виктор ШИЛЕНКОВ |
– Похоже, вспышка численности яблонной моли уже достигла пика, – считает иркутский энтомолог заведующий кафедрой гидробиологии и зоологии беспозвоночных ИГУ Виктор ШИЛЕНКОВ. – Это говорит о том, что выросло число естественных врагов насекомого. А значит, уже в будущем году его численность может уменьшиться. Учёный, кстати, развеивает миф, что моль завезли вместе с фруктами из Азии. По его словам, ещё в 60-х годах прошлого века она встречалась в европейской части страны, на Алтае, Кавказе, а сейчас просто расширяет свой ареал.
Возникает резонное опасение: нет ли риска, что пока моль травят в городе, она распространится на лесные яблони, а потом вернётся в городскую черту? Учёные успокаивают: «эпидемий» среди дикорастущих деревьев ещё не было зафиксировано. Да и шансов противостоять угрозе у более крепких лесных яблонь гораздо больше.
Так что, перефразируя известную песню, есть шанс, что спустя год «и в Иркутске будут яблони цвести».