Нефть, которая помогает строить и жить

Фото из архива предприятия

Это утверждение в полной мере относится и к дочерним предприятиям компании. Для детального знакомства с деятельностью одного из них - ООО «Востокнефтепровод» был организован пресс-тур с участием представителей нескольких десятков средств массовой информации. Журналисты воочию смогли увидеть, как ведётся эксплуатация самого крупного в стране нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан.

   
   

В технологиях - сила

- Протяжённость трассы ВСТО превышает 2,7 тыс. километров, - говорит генеральный директор ООО «Востокнефтепровод» Виктор БРОННИКОВ. - Построено 1,3 тыс. километров вдольтрассовых дорог, по ним круглый год движется транспорт. Возведено 20 мостов грузоподъёмностью до 90 тонн. Практически все они - в труднодоступных районах Якутии и северных территориях Иркутской области.

Сегодня в системе ВСТО -1  12 нефтеперекачивающих станций, большой объём - более 1 миллиона двухсот тысяч кубометров. Фото из архива предприятия

Вся инфраструктура создана для обеспечения промышленной, экологической безопасности и стабильной работы трубопроводной системы. К её строительству приступили 26 апреля 2006 года, когда на участке Тайшет - Усть-Кут был сварен первый стык. Через два года началась транспортировка нефти по уникальной схеме: углеводородное сырьё пошло реверсом, не в сторону Востока, а с якутских месторождений на нефтеналивной пункт, расположенный в посёлке Мегет Иркутской области. А ещё через год первая нефть пришла в Сковородино Амурской области. В январе 2011 года высококачественную российскую нефть получил восточный сосед - Китай.

Практически вся Якутия, север Иркутской области - ещё и сегодня край недостаточно обжитый.

Кстати:
«Транснефть» была зарегистрирована в виде открытого акционерного общества 26 августа 1993 года и стала правопреемником Главтранснефти Министерства нефтяной промышленности СССР. К тому времени транспортировка чёрного золота по трубопроводам в стране насчитывала уже более чем вековую историю.

- При строительстве столкнулись с большими трудностями, - рассказал генеральный директор, - в первую очередь - это нехватка внешнего электроснабжения. При возведении дополнительных электростанций и высоковольтных линий электропередач были решены не только производственные задачи, но и социальные: бесперебойное питание получил, например, якутский Олёкминск.

Чтобы обслуживать нефтепровод круглый год, нефтяники проложили дороги. Мало, что проложили, теперь ещё и следят за их состоянием. И кроме традиционного для нефтепроводной отрасли набора техники содержат парк дорожной. Есть у «Востокнефтепровда» и собственный речной флот - на Амуре и Ангаре. Иной раз только он становится связующим звеном с далёкими северными посёлками.

Запуск диагностического оборудования. Фото из архива предприятия

Сегодня у «Востокнефтепровода» 12 нефтеперекачивающих станций, большой объём - более 1 миллиона двухсот тысяч кубометров - резервуарный парк, пункты приёма нефти, нефтеналивные эстакады, ремонтные службы. Буквально в прошлом году мощность нефтепровода федерального значения увеличили. На одной из головных станций - НПС -21 построили три резервуара, корпус системы измерений количества и качества нефти, поставили мощные дополнительные магистральные насосы.

   
   

Большая часть ВСТО пролегает в многолетнемёрзлых грунтах. Чтобы сохранить уникальность якутской природы и не допустить оттаивания грунтов, на всём протяжении трассы установили более 20 тыс. термостабилизаторов. На таких своеобразных холодильниках в основании стоят практически все северные станции. На участках со сложными геологическими грунтами пробурили термоскважины, которые помогают контролировать даже самые малые изменения температуры трубы. Там же, где кроме грунтов ещё и сейсмические воздействия, другой контроль - с помощью сейсмодатчиков. Достаточно малейших колебаний, чтобы пришла в активность система, способная мгновенно остановить перекачку нефти по нефтепроводу.

И это лишь малая часть всего того, что делается для сохранения технической надёжности магистрали.

100-миллионная тонна

29 июля нынешнего года «Востокнефтепровод» перекачал по своим трубопроводам 100-миллионную тонну. Западносибирская нефть пополнилась лёгкой малосернистой нефтью с месторождений Якутии и Восточной Сибири. 50 миллионов тонн поставили нефтедобытчики, которые до прихода ВСТО были лишь владельцами богатых залежей нефти на территории Восточной Сибири.

Головная нефтеперекачивающая станция в Тайшете. Фото из архива предприятия

Теперь уже Россия в полную мощь заявляет о том, что выявленные запасы чёрного золота в регионах прохождения ТС ВСТО способны удовлетворить потребности Восточной части России в энергетическом и нефтехимическом сырье, а также обеспечить крупномасштабные поставки углеводородов в страны АТР. С 2018 года труба станет принимать до 67 млн тонн нефти ежегодно. Это значит, что и доля поступления от Иркутской области как минимум увеличится вдвое. Помимо роста налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, такие перспективы ведут к созданию новых рабочих мест.

Что касается «Востокнефтепровода», то в обществе сегодня трудится почти 6,5 тыс. человек. А чтобы сохранить и закрепить своих специалистов на местах, предприятие обеспечивает сотрудников жильём. С 2010 года уже возведено 17 многоквартирных домов в городах и посёлках Иркутской и Амурской областей, а также в Республике Саха (Якутия). Уже сегодня почти 500 квартир приняли своих новосёлов.

Новый путь

Кроме эксплуатации нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан «Востокнефтепровод» обслуживает нефтепроводы Красноярск - Иркутск и Омск - Иркутск общей протяжённостью 1,3 тыс. километров. Вскоре к ним прибавится участок в 700 километров Куюмба - Тайшет. Ввод в эксплуатацию этого нефтепровода открывает месторождения Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений на юге Красноярского края. Оттуда нефть пойдёт до головной нефтеперекачивающей станции в Тайшете. Новая ветка с пропускной способностью до 15 млн тонн нефти в год строится на основании распоряжения правительства РФ.

Система измерений количества и качества нефти. Фото из архива предприятия

- Нефтепровод пройдёт по малоосвоенной местности, - рассказывает директор по строительству линейной части ООО «Центр управления проектом ВСТО» Виталий ЖУКОВ. - Предстоит преодолеть 87 малых водотоков и такие реки, как Ангара, Бирюса, Чуна. Работа будет вестись с учётом всех требований по охране природы. Основная установка - не навредить, и только потом исходим из экономической целесообразности.

В ходе предварительных изысканий были выявлены объекты археологического наследия в районах стоянок и проживания древних людей. Возраст одной из таких находок оценивается в 10 тыс. лет. В случае необходимости нефтяники демонстрируют готовность сдвинуть в сторону маршрут следования трубы. Опять же предусматривается и строительство постоянно действующего вдольтрассового проезда, на этот раз протяжённостью почти в 350 километров.

Пока в реализации проекта задействовано порядка 10 организаций Красноярского края и Иркутской области. Сумма заказов, отданных местным предприятиям, превышает 650 млн рублей, и это только начало. Стройка оценивается в десятки миллиардов и выйдет совершенно на другой уровень после завершения всех соответствующих конкурсов. Потребность в кадрах тоже немалая - до 5,8 тыс. специалистов, из них 1,5 тыс. будут трудиться в Приангарье. В эксплуатацию нефтепровод Куюмба - Тайшет сдадут в четвёртом квартале 2016 года.

По словам Виталия Жукова, новый нефтепровод органично встроится в природу края, как и все объекты ВСТО. Земли, на которых шло строительство, после окончания работ рекультивируют, полностью восстановят плодородный слой почвы. Обязательным будет и экологический мониторинг воздуха, воды и состояния растительного и животного мира.

Творить благо

В настоящее время около 70 тыс. километров магистральных трубопроводов «Транснефти» пролегают по 56 субъектам Российской Федерации.

- В каждом регионе компания за счёт своей прибыли занимается благотворительностью, и не только она, но и все её дочерние общества, - отмечает начальник отдела по связям с общественностью департамента общественных коммуникаций «Транснефти» Николай БРАГИН. - Это разноплановая помощь: строительство школ, больниц, детских садов. Мы помогаем реализовывать интересные образовательные, экологические, инфраструктурные проекты. Компания оказывает спонсорскую помощь различным общественным организациям, в том числе ветеранским. Пятый год подряд выступаем генеральными партнёрами Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня», который проходит на Красной площади.

Среди добрых дел и финансирование просветительских программ, таких как съёмки цикла исторический документальных фильмов «Забытая война» к 100-летию начала Первой мировой войны, подготовка учебника по отечественной истории для учащихся 6 - 10 классов общеобразовательных и специализированных школ-интернатов и издание книжной серии «Литературные памятники».

Эти и многие другие социальные, благотворительные и производственные проекты наглядным образом подтверждают кредо компании: «Приводим в движение нефть, чтобы она приводила в движение всё остальное».

 

Смотрите также: