В Иркутской области тоже есть свои дети-изобретатели. Но, оказалось, найти их не так просто, потому что своё творчество им почти негде продемонстрировать.
Патент без возраста
В 2010 году СМИ разыскали самого юного изобретателя Приангарья, который запатентовал свою разработку. Им стал 11-летний Владислав Корень из Ангарска. Он придумал игрушечную автостраду электроприводного транспорта, когда учился ещё во втором классе. В кружке станции юных техников Слава увидел, как мальчишки гоняли электрические машинки, прикреплённые к контактам, как трамваи, и «возмутился», что они могут изменять скорость, а обгонять и уходить направо или налево - нет. И тогда второклассник изменил электролинии и исправил недоразумение. Он собрал макет дороги, а его мама и руководитель конструкторского бюро инженер Михаил Жаврин два года пытались запатентовать изобретение.
В итоге самоделкин всё-таки стал обладателем патента. Сейчас Слава уже взрослый парень и учится в техникуме.
Если бы детское изобретение применили в жизни, то городские троллейбусы смогли бы ездить быстрее, спокойно обгонять друг друга и переходить на другие линии. Правда, по словам Михаила Григорьевича, это слишком затратно (дети же не ограничивают свою фантазию бюджетом), а вот для малышей игрушечная автострада со свободным движением машинок стала бы настоящим подарком. Вот только изобретение так и осталось на патентной бумаге.
Мы попытались выяснить, есть ли ещё в Иркутской области дети-изобретатели, получившие официальное признание своей выдумки. Но, как рассказала патентный поверенный в Иркутске Татьяна Шестакова, узнать об этом практически невозможно:
«Роспатент не интересует возраст изобретателя, в заявке его не указывают, поэтому и нет таких данных. Ко мне за помощью дети не обращались, хотя интеллектуальное право на свою идею можно получить в любом возрасте, но несовершеннолетнему для регистрации в реестре изобретений понадобится взрослый представитель».
Детские «хитрости»
Модное слово «робототехника» сейчас звучит буквально из каждого утюга. Ею начинают заниматься уже в детском саду, кружки появились во многих школах области, а уж в Иркутске их пруд пруди - и муниципальных, и коммерческих. Даже одна из языковых школ решила не отставать и создала собственный курс занятий. А фестиваль «Робосиб» с каждым годом собирает всё больше народа. Понятно, что на роботов и на программирование возлагают большие надежды в будущем, но ведь при этом есть ещё много сфер, в которых дети генерируют технические задумки.
Я прошлась по иркутским кружкам, чтобы найти, где же всё-таки «выращивают» детей-изобретателей, и познакомилась с учениками клуба юных техников.
Дима Вихляев в этом году окончит школу. С седьмого класса занимается программированием. Уже в прошлом году получил свой первый заказ - разработал программу для иркутского филиала федеральной кадастровой компании. Говорит, что убивает сразу двух зайцев: сейчас его техническое творение внедряют в производство, а он участвует с ним в научных конференциях. Дима также создаёт приложения для телефонов: например, с помощью одного из них можно собрать кубик Рубика. Нужно загрузить фотографию головоломки, а устройство подскажет решение задачи.
Прошлой весной восьмиклассник Никита ДОЛБАК вместе с папой придумал «умную» теплицу, которая сама знает, когда нужно проветрить помещение. В ней стоит компьютер, контролирующий температуру. Машина решает, когда открыть или закрыть окна. Автоматическую поливку Никита ещё разрабатывает, но думает, что к лету будет готова. С его теплицей можно «быть на связи» даже на расстоянии и управлять через мобильное приложение - мессенджер.
«Проект, быть может, и неприбыльный, - говорит школьник, - но в домашнем хозяйстве здорово помогает».
Ещё Никита хочет сам сделать дома автоматический свет и дверной звонок, на который можно установить любую понравившуюся музыку. Он не хочет довольствоваться готовыми устройствами из магазина, потому что любит всё контролировать сам, да и расходов меньше, если работать самостоятельно.
А пятиклассник Витя Свердюков, если говорить на языке программирования, написал компьютерную игру, которую нигде не купишь и не скачаешь.
Клуб, где занимаются ребята, находится на Синюшиной Горе 30 лет, из него вышло больше сотни программистов, но даже не все жители ближайших районов знают о нём.
«Захотели же, чтобы о робототехнике все говорили - о ней говорят. Значит, то же самое можно проделать и с другими техническими кружками, - считают преподаватели клуба».
Продолжения не будет?
Одни дети мечтают об игрушечной железной дороге, а другие делают её своими руками, да так, что получается, как настоящая, и даже лучше. В лицее № 36 занимаются железнодорожным моделированием. Больше года уходит на создание одного макета, ещё столько же на доработку.
В последнем проекте ребята представляют вокзал как центр развития населённых пунктов, в котором сосредоточится и досуг, и медицина, и образование. Ведь деревень вдоль железной дороги много, а досуг деревенских жителейограничен в основном личным хозяйством. Вот дети и построили на столетней станции новейший вокзал. Правда, проект помещается в одном кабинете, создатели понимают, что вряд ли кто-то воплотит его в Сибири и даже в России. Но хотя бы сделан первый шаг - готова модель. Только вот показывать её в Иркутске некому, а поехать на выставки в другой регион денег нет. А ведь равнодушие может на корню отбить у юных изобретателей желание создавать что-то новое в будущем.
Мнения
Рауф Альмухаметов, руководитель кружка технического железнодорожного моделирования:
Иркутску нужен центр технического творчества с современным оборудованием, где дети могли бы учиться, а не мотаться по закоулкам. Я знаю, что некоторые кружки «живут» в подвалах и держатся на энтузиастах. К детским изобретениям относятся несерьёзно. У студентов возможностей больше, но и там из года в год одни и те же разработки.
Елена Слимакова, тренер по робототехнике и учитель начальных классов школы из Усолья-Сибирского:
«Я провожу внеурочные занятия по робототехнике с второклассниками. Начали сразу с первого класса и уже участвовали во многих соревнованиях, два раза - в «Робосибе». Сейчас дети изучают программирование и усложняют свои модели.
В прошлом году ученики выдвинули проблему, которую испытали на себе: дети часто остаются дома одни или ходят в одиночку по улице и встречаются с опасностями. Поэтому мои ребята решили собрать робота, который спешит на помощь - может защитить от бездомных собак, предотвратить ДТП и спасти от огня. Конечно, все ситуации мы моделировали на лего-конструкторе, но старались изобразить их максимально близко к реальности.
Наши уроки дополнительные, но нет ребят, которые бы от них отказывались. Наоборот, прибегают из других классов. Детям нравится придумывать, поэтому они активно участвуют в занятиях. Половина класса уже может индивидуально собрать робота».
Комментарий
Роман Тарханов, иркутский изобретатель:
Тем, кто любит конструировать и изобретать, не нужно надеяться на чудо, что их идею заметят случайно. Теперь же время Интернета, и те дети, которые увлекаются разработкой и воплощением собственных задумок, могут самостоятельно продвигать их, выкладывая в сеть. Там есть множество клубов и форумов по интересам, где можно общаться со всей Россией и другими странами. Когда я был ребёнком, такого, конечно, не было. Поэтому сейчас происходит так, что, к примеру, иркутяне узнают о изобретателе-земляке последними, а не наоборот».
Смотрите также:
- Мужчины - как дети. Работа в детском саду не только женское дело →
- Сила учителя. Почему школа превращается в клетку со львами? →
- Учитель года – 2013: Продавцом знаний себя не чувствую! →