Работники сферы образования бьют тревогу: выпускники вузов и колледжей с дипломами учителей не торопятся работать в школах. Всё чаще и чаще молодые педагоги выбирают для себя иные профессии: уходят в сферу торговли, общественного питания, бизнес (как предлагал им наш премьер-министр). Почему молодые педагоги готовы даже переучиться, потратив на это ещё несколько лет, лишь бы не идти к детям, выяснял корреспондент «АиФ в ВС».
«Кто будет слушать молодую пигалицу»?
Жительница Иркутска Эльза работает в салоне красоты. Девушку с высшим художественным образованием с радостью взяли на модную нынче должность мастера-бровиста. Правда, ещё пару лет назад она собиралась не рисовать людям красивые брови, а учить живописи детей. С дипломом педагога изобразительных искусств Эля пришла в одну из школ Усть-Кута, где проработала год, потом вышла замуж и вместе с семьёй решила перебраться в Иркутск, но о том, чтобы продолжить карьеру учителя в областном центре, даже не думает.
«В Усть-Куте у меня была северная надбавка: работая в школе 32 часа (это почти две ставки), я получала 30 тыс. руб. Эта сумма меня, молодого специалиста, вполне устраивала. В Иркутске, без северных, за тот же объём работы мне платили бы гораздо меньше - около 20 тыс. руб., учитывая, что у меня пока нет категорий и я не проходила курсы повышения квалификации. Однажды на одном из сайтов по поиску работы видела вакансию: какая-то иркутская школа искала педагога изо на одну ставку, обещали оклад всего в 6,5 тыс. руб. А мы только за съёмную квартиру 15 тыс. платим, - говорит Эля. - И с этим сталкиваются многие молодые педагоги. Когда только начала искать работу после переезда, оказалась в учебном центре, который готовил диспетчеров для сотового оператора. Так из нашей учебной группы в шесть человек четверо оказались с педагогическим образованием. Скорее всего, у каждого наберётся пара-тройка знакомых учителей, которые вообще ни разу не переступали порога школы».
Иркутянка Анна сейчас студентка, через полгода получит диплом педагога-психолога. Уже несколько лет девушка в свободное от сессий и пар время работает в кафе: освоила профессию бариста. Она говорит, что после учёбы скорее сделает в выбор в сторону кафе, нежели в направлении школы.
«В первую очередь - из-за зарплаты. Для студентов пед-института не секрет, что ставка психолога в школе - 8,5 тыс. руб. Плюс надбавка молодому специалисту - ещё 10 тыс. И это «потолок», а ответственности вагон: это же дети. Работая в кофейне, я могу получать как минимум столько же, но при этом чувствовать себя гораздо свободнее», - объясняет Анна.
По её словам, есть ещё один нюанс: новый образовательный стандарт обязывает школьных психологов проверять, правильно ли учителя формируют у детей так называемые универсальные учебные действия, то есть, проще говоря, способность учиться и совершенствоваться, приобретая новый опыт.
«Говорят, что нередко в школах возникают конфликты, потому что некоторые педагоги воспринимают такие «проверки» в штыки, они вообще не считают труд психологов профессией, - поясняет Аня. - И это можно понять. Какая-нибудь Мария Ивановна, которой уже за 60, училась профессии преподавателя, когда ни о каких психологах и не слышали. Зачем ей, человеку с 40-летним опытом и методами, отработанными на пяти поколениях школьников, слушать «малолетнюю пигалицу», которая только-только получила диплом»?
Кто в дефиците?
Между тем педагогов-психологов уже пора вносить в «красную книгу», как исчезающий из школы вид. По информации минобразования региона, сейчас по этой специальности в учреждениях образования Приангарья открыто 50 вакансий, хотя ещё в 2015 году требовалось 25 представителей этой профессии. Рядом с ними в списке могут встать логопеды, их тоже очень не хватает. Возглавляют перечень дефицитных специалистов учителя иностранных языков. По информации минобразования региона, по этой специальности открыта 91 вакансия, по сведениям Иркутской областной организации профсоюза работников народного образования России, в области не хватает более 150 учителей английского, немецкого и французского. Преподаватель немецкого языка с дипломом иркутского «иняза» Екатерина работает в одном из больших частных языковых центров столицы Приангарья. В общеобразовательную школу идти не хочет, притом не только из-за денег.
«В обычной школе у детей мало мотивации, они уже заочно ненавидят училку, - поясняет Катя. - Это происходит из-за самой системы общего образования, она мне не нравится, поэтому пошла преподавать в частную школу, где всё гораздо проще, никто никого ни к чему не принуждает, ученики мотивированы, а я могу менять ход урока, как захочу, добавляя какие-то свои «фишки». Плюс все учителя молодые, интересные, мы многому учимся друг у друга. Ну и зарплата, конечно, выше, чем в обычной школе».
В списке дефицитных педагогов за «иностранцами» следуют учителя начальных классов, а дальше основные «предметники» - педагоги русского языка, математики, физики.
Иркутянка Вера этот дефицит прочувствовала на себе, в этом году женщина повела в первый класс дочку.
«Список учителей, к которым можно записаться в первый класс, появился только к концу августа. До этого в школе нам говорили, что ещё не знают, кто будет первой учительницей у наших детей, потому что педагогов для малышей не хватает. В итоге сейчас наши первоклашки «делят» учительницу с третьим классом: мы учимся с первой смены, они - со второй. И если в этом году педагог ещё справляется, то что же будет в следующем, когда нагрузка может вырасти?» - задаёт риторический вопрос Вера.
Комментарий:
Председатель Иркутской областной организации профсоюза работников народного образования России Валентина Федосеева:
По прогнозам минтруда области, через 10 лет в нашем регионе будет не хватать 25 тыс. работников образования. Но это мы и без прогнозов видим, потому что у нас средний объём педагогической нагрузки - 1,7 ставки на одного учителя. Но, работая на одной ставке, педагог вообще ничего получать не будет. У нас и «майский указ» президента по увеличению зарплаты реализуется по большей части за счёт того, что работники берут большой объём учебной нагрузки».
Точка зрения:
Завуч одной из школ Нижнеилимского района Татьяна И.:
«Причин, почему молодёжь не идёт в школы, много. Во-первых, жильё. Если молодой специалист не может жить с родителями, то вынужден снимать квартиру, а это дорого. Во-вторых, у начинающего педагога нет стажа и категорий, а значит, его зарплата - минимальна. В нашем районе он может получать дополнительную прибавку - 20% к окладу, но это не влияет на зарплату существенно. В-третьих, не всегда удаётся выстроить отношения с детьми. Как правило, если у молодого учителя не наладился контакт с ребятишками, то через 2-3 года он уходит из школы. К тому же немногие студенты идут в педвузы по призванию. Зачастую абитуриенты поступают туда, потому что проходной балл пониже, бюджетных мест побольше. И, в-четвёртых, педагог сегодня - не самая престижная профессия, об учителях, в том числе в СМИ, говорят больше негативное. И это влияет, к примеру, на отношение родителей к школе. Нынешнее поколение мам и пап в большинстве повёрнуто к учителю не лицом, труд педагога многие воспринимают больше как услугу. Вот и получается, что в образовании остаются только те, кто любит детей и хочет с ними работать, несмотря на «минусы»».
Официально:
Заместитель министра образования Иркутской области Максим Парфёнов:
Во многих муниципальных образованиях молодым учителям, впервые приступившим к работе в школе, установлена ежемесячная доплата к зарплате. В некоторых муниципалитетах начинающим педагогам выплачивают подъёмные: в Черемхово - тысячу рублей ежемесячно в течение года, в Зиме - 20 тыс. руб. единовременно, в Иркутске - 50 тыс. руб., в Бодайбо и районе - от 50 до 100 тыс. руб., в Катангском районе - 70 тыс. руб., в Усть-Куте с этого года - 100 тыс. руб».
Во всех муниципалитетах начинающим учителям оказывают методическую помощь, работают советы молодых специалистов, школы молодого педагога. Для педагогических работников регулярно проводят различные конкурсы профессионального мастерства как регионального, так и всероссийского значения. Среди них, например, есть конкурс молодых педагогических работников «Новая волна».