Электронные учебники и дневники, интерактивная доска, компьютерный класс… Школу XXI века, даже сельскую, уже трудно представить без современных гаджетов и Интернета. Причём учить грамоте современных детей даже так, как это было 20 лет назад, неинтересно уже и самим педагогам.
Чтобы идти в ногу со временем и со своими учениками, они осваивают и используют в работе технологии, о которых, возможно, не знали ещё совсем недавно. Например, до 2012 года, когда вышел новый закон РФ «Об образовании», обязывающий каждую школу создать свой официальный сайт, мало кто в учительской среде понимал, что это такое, зачем и кому нужно. А теперь веб-сайты есть не только у образовательных учреждений, но и у отдельных классов, и у многих учителей. И не только тех, кто работает в крупных продвинутых городских школах.
Для оценки и советов коллег
Подтверждение этому - персональный сайт Татьяны Серой, учительницы начальных классов средней школы посёлка Верхнемарково Усть-Кутского района, который она ведёт с 2014 года, причём без всякого, как говорится, понукания сверху. Правда, признаётся Татьяна Николаевна, помогает ей в этом деле вся семья: в частности, техническая часть - это работа сына. И то, что сайт учительницы из сибирской глубинки признан одним из лучших на многих российских образовательных порталах, - наверное, закономерный итог такого командного творчества.
«Я использую сайт для представления педагогическому сообществу своих материалов, чтобы получить независимую оценку и советы, - говорит она, отвечая на мой вопрос о том, как современные технологии меняют, облегчают или, наоборот, обременяют жизнь учителя из глубинки. - И, кстати, на мероприятиях разного уровня не чувствую разницы с городскими учителями в овладении интерактивными инструментами. Сельские учителя ничуть не отстают в этом направлении».
Для детей и родителей
Кстати, в более широком понимании умение работать с информационно-коммуникационными технологиями и электронно-образовательными ресурсами не только существенно помогает в подготовке и проведении уроков, но и экономит время, позволяя быстро провести самопроверку. А ещё - направить ребят на поиск нужной информации, сформировать у них устойчивый интерес и стремление к самообразованию. Так что это - ещё один способ общения и взаимодействия с учениками.
«Если учитель сам с энтузиазмом использует в своей работе интерактивные инструменты, чтобы не только научить этому детей, но и решить свои задачи, ребята видят это и перенимают опыт, - уверена учительница. - Ученики с интересом следят за моим участием в семинарах, конкурсах, мастер-классах различного уровня, они часто заходят ко мне на странички. Кроме того, мы с ребятами принимаем активное участие во всероссийских и международных конкурсах, играх, многие из них проходят в онлайн-режиме. А потом они просят в школе показать наши фотографии, дипломы с мероприятий, хоть и получают их на линейке - каждому приятно увидеть себя, свои достижения».
Да и родители тоже с помощью сайта учительницы наблюдают за развитием и успехами как своего ученика, так и всего детского коллектива, всегда в курсе их достижений. Многие мамы и папы, формируя электронное портфолио собственного ребёнка, пользуются представленным на сайте архивом наград различных конкурсов. А грамот, благодарностей, дипломов и сертификатов там, надо сказать, не один десяток.
«Моё мнение: персональный сайт создаёт учителю позитивную репутацию, способствует развитию его общественного признания как современного и неравнодушного к жизни человека, - говорит Татьяна Серая. - Это требование времени, которое заставляет постоянно двигаться вперёд, стремиться к повышению самообразования и профессионализма, всегда оставаться человеком творческим и интересным».