Бывший машиностроитель знает, как вырастить Кулибиных из трудных подростков

Как вырастить Кулибиных в век цифровых технологий? Как отвлечь трудного подростка от улицы и сделать из него успешного студента престижной «Бауманки»? Как научить нынешнюю молодёжь быть не потребителями, а делать что-то своими руками? Ответы на эти вопросы знает бывший инженер-машиностроитель Виталий Седякин.

   
   
Статья о Виталии Седякине. Фото: АиФ-Иркутск

Три года назад «АиФ в ВС» уже писал о том, как Виталий Никандрович вместе со своими воспитанниками изобретает и собирает самую разную технику - от водяных насосов с особыми характеристиками до малогабаритных универсальных тракторов и вездеходов, которые можно использовать и в сельском хозяйстве, и на стройке, и в лесной отрасли. Свои разработки ребята представляли на различных выставках и даже «доехали» до Москвы, где заняли первое место в проекте «Шаг в будущее». В итоге несколько юных иркутских изобретателей-рационализаторов без конкурса были зачислены в МГТУ им. Баумана.

Но своим главным профессиональным успехом Седякин считал то, что богатый опыт он передаёт неблагополучным пацанам из детского дома. Занимаясь в творческом инженерно-техническом объединении, они и от дурного влияния улицы отвлекались, и трудовые навыки получали по разным рабочим специальностям.

Техника малая, польза большая

Не так давно Виталий Седякин позвонил в редакцию и пригласил меня на «презентацию» нового «детища», над разработкой которого его подопечные работали три года. Один из создателей мини-трактора - бывший детдомовец, а сейчас студент-первокурсник иркутского машиностроительного колледжа Сергей Герасимов, пришёл в клуб ещё «совсем маленьким».

Серегй Герасимов и чудо техники. Фото: АиФ-Иркутск

- Он любит конструировать, изобретать, сам мопед собрал из выброшенных деталей, а потом ещё и продал его, - представляет его Седякин. - Настоящий инженер-машиностроитель растёт.

Молодой человек демонстрирует мне, насколько прост в эксплуатации «опытный» образец мини-трактора. Кстати, после окончательной доработки он «пойдёт» по выставкам и, возможно, опять станет пропуском в МГТУ для иркутских Кулибиных.

- Вы не смотрите, что он такой неказистый, - говорит начинающий инженер. - Деталей в нём мало, но здесь есть все необходимые системы питания, запуска двигателя. В любой машине это куча проводов и реле, а у нас - одна кнопка и пять проводов.

   
   

- Если в малогабаритном импортном тракторе - из числа тех, что сейчас закупают - какая-то деталь полетит, сам ты её никогда не сделаешь, а здесь всё можно самому починить, к тому же, когда деталей мало, то и ломаться-то особо нечему, - подключается к разговору наставник Сергея. О превосходствах своей малой техники над аналогичной заграничной, Седякин может говорить долго. По его словам, она, например, адаптирована под нашу сибирскую почву, что помогает получать хороший урожай того же картофеля, и дело здесь - в особой технологии обработки земли.

«Задавят налогами»

Чтобы разработками «конструкторского бюро Седякина и К» могли пользоваться и все желающие, он готовит к печати авторское пособие типа «Сделай сам», по которому любой деревенский житель сможет собрать мини-трактор. «Люди у нас грамотные и рукастые, но им надо дать толчок - с чего и как начать», - считает бывший машиностроитель.

Таких оригинальных идей у Седякина еще много. Фото: АиФ-Иркутск

Кстати, после публикации в нашем издании иркутянина разыскал главный инженер одного из Алтайских машиностроительных заводов с предложением о сотрудничестве. Правда, дальше этого дело не пошло. А всё потому, что, несмотря на все громкие лозунги о модернизации, машиностроение в нашей стране, как и в 90-е годы, всё ещё в загоне, уверен Виталий Седякин.

- Вот китайцы молодцы, они быстро всё интересное перенимают и внедряют у себя в производство, - говорит он. - А у нас налогами задавят, иначе мы бы уже давно производство мини-тракторов открыли.

Удивительно, но для продвижения малогабаритной техники Виталий Никандрович ничего не просит у власти, не ищет богатых спонсоров. На вопрос: «Откуда деньги?» (потому что на создание даже самой простой техники нужны и металл, и запчасти, и ещё много разных «примочек») - отвечает просто:

- Зарплату платят, хоть и небольшую, а я ещё и пенсионер.

И после небольшой паузы добавляет:

- Мне 70 лет, хочу передать свой опыт молодым. Я получил его от нескольких поколений инженеров, у нас ведь очень сильное машиностроение было. А нынешние ребята, верю, дальше пойдут и отрасль возродят, потому что машиностроение - это локомотив экономики государства.

Смотрите также: