Обслуживала самолёты - заправляла, ремонтировала, провожала на задания. Это была безрадостная, горькая юность. Может, поэтому многое стёрлось в памяти…
- Не знаю, почему, но в военкомате определили, что быть мне мотористом, хотя после школы я ходила на курсы медсестёр, - недоумевает сегодня Александра Ивановна. - Может быть, потому что на авиационном заводе работала электромонтёром. Учили нас долго - 8 месяцев, сначала в Чите, потом в Борзю перевели. После отправили на фронт.
Для неё война прошла на аэродромах - буквально под крылом самолёта. Александра спокойно переносила и тяжёлую мужскую работу, и тяготы военного быта - она выросла в большой семье, в полтора года осталась без матери, привыкнуть к комфорту не довелось.
- На первом моём аэродроме под Смоленском и спать было негде, - буднично замечает ветеран. - Так в шинельку завернёшься, прямо у самолёта и покемаришь. Какие уж тут удобства? Война…
Однажды моторист Буренкова попала в крепкий переплёт - вместе с лётчиками ей довелось испытать бомбардировщик Пе-2, который делали в Иркутске, на родном заводе Александры.
- После боевых вылетов мы часто ремонтировали самолёты, - припоминает Александра Ивановна. - Потом лётчики, прежде чем снова лететь на следующие задания, обязательно машину в воздухе испытывали. И я думаю - раз тоже чинила технику, полечу с ними. Упросила. И как есть, без парашюта, устроилась в кабине. А когда «пешка» пошла в пике, так я чуть головой кабину не вышибла. И ужас тот помню - всё, падаем, это конец! Выговор мне инженер тогда сделал, а я в тот день не стала ни обедать, ни ужинать. Такой страх испытала - кусок в горло не лез…
Вместе с Александрой Ивановной смотрим фотографии военных лет - их всего три осталось, да и те помятые изрядно.
- Мальчишки-сорванцы, всё по ветру пустили, поизодрали, - беззлобно ворчит пенсионерка.
- Скажи спасибо, что хоть медали не растащили, - весело парирует сын Николай, вспоминая беззаботное детство.
А награды вот они, бережно сохранены: орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», юбилейные медали.
Четыре года назад Александра Ивановна овдовела. Давно уже живёт в благоустроенной квартире, окна которой выходят на частный сектор. А там, в глубине, её с Михаилом Алексеевичем дом. Рядом - огромная ель, которую издалека видать. Бывает, не спится по ночам фронтовичке…
Кстати:
200 000 рублей выделил в этом году Иркутский авиационный завод - филиал ОАО «Корпорация «Иркут» - на ремонт квартир ветеранов войны и труда.
«Ремонт производим из расчёта 8700 рублей (с вычетом подоходного налога) на каждого ветерана. На начало мая сумма оказанных услуг составила 110 000 рублей, - рассказывает Сергей Говорухин, административный директор ИАЗ. - Если затраты превышают эту сумму, недостающие средства вносит сам ветеран или его близкие. Правда, бывают случаи, когда на ремонт выделяются и большие средства (это касается в основном одиноких ветеранов, инвалидов, которые не могут рассчитывать на помощь близких). В исключительных случаях, когда предстоит значительный объём работ, стараемся договориться с администрацией Ленинского округа о выделении средств на эти цели из городского бюджета».
Смотрите также:
- Сколько стоит память: На мемориал воинам нужно всего 800 тысяч рублей →
- После Дня Победы жаловаться на государство не приходится? →
- Обелиск славы в Сосновке привели в порядок →