Успеть до зимы. Северный завоз в Иркутской области под угрозой срыва?

Когда смотришь, как огромное судно идет по узкому руслу Лены, начинаешь переживать, чтобы ничего не случилось. © / Наталия Горбань / АиФ

Несмотря на то что первые суда со стратегически важными грузами отправляются в рейс следом за ледоходом, каждый год уже во второй половине лета северный завоз находится под угрозой срыва.

   
   

Жара мешает всем

Июнь в Усть-Кутском, Киренском и Казачинско-Ленском районах в этом году выдался необычайно жарким и засушливым, и уже к началу второго летнего месяца уровень воды в реке Лене и её северных притоках упал до критической отметки. В связи с этим речники забили тревогу и обратились к районным властям с просьбой объявить режим ЧС, но получили отказ. Добиться введения режима чрезвычайной ситуации удалось только после совещания, которое на прошлой неделе в администрации Усть-Кутского муниципального образования провёл первый заместитель председателя правительства Иркутской области Виктор Кондрашов.

Чрезвычайная ситуация, связанная с падением уровня воды, тормозит работу не только речников, но и железнодорожников. По состоянию на 5 июля на станции Лена скопилось уже 600 вагонов, требующих разгрузки, на Лене Восточной - 300, на подходах к станциям остановлено более 9 поездов! Перегрузка на суда ведётся, но в меньшем объёме, так как в рейсы уходят суда, загруженные максимум на 50-60%.

Из-за низкой воды на реках, объявили режим ЧС. Фото: pixabay.com

Неоптимистичные прогнозы

Тем временем ситуация продолжает ухудшаться. По прогнозам, до конца июля уровень воды в Лене снизится ещё на 20-25 сантиметров. Как отмечают речники, ситуация критическая, но не самая плачевная за последние годы. В начале двухтысячных из-за летней засухи навигация и вовсе была приостановлена в связи с маловодностью Лены. Пока же уровень воды в реке позволяет перевозить грузы на судах со средней осадкой, хотя и с не полной загрузкой.  При этом речники отмечают, что из-за данного обстоятельства они стали больше времени тратить на доставку грузов до места назначения.

Прогнозы метеорологов также не внушают оптимизма: оставшиеся месяцы лета, по их данным, в Ленском бассейне будут такими же засушливыми. Так что угроза того, что котельные северных территорий региона могут остаться без должного обеспечения топливом, вполне реальная.

Но в областном правительстве успокаивают: благодаря опыту, накопленному за годы маловодья, доставка топливно-энергетических ресурсов в северные районы идёт с опережением, если сравнивать с летом 2015 года. Чиновники заверяют, что фактическая отгрузка топлива на начало текущей недели составила 66% от плана (в 2015 году эта цифра была на 13% меньше). До мест назначения уже доставили 64,5 тыс. т угля и нефтепродуктов, 17,2 тыс. плотных куб. м щепы, что на треть больше, чем в 2015 году. Всего же на север необходимо доставить 107 тыс. тонн угля и 17 тыс. тонн нефтепродуктов. В областном бюджете на эти цели предусмотрено более 1 млрд. рублей.

Особое мнение
Как считает один из капитанов, работающих на Лене, проблема с доставкой топлива на север надуманная, так как угольные карьеры есть в Якутии и этот уголь возить в отдалённые территории Иркутской области оттуда и ближе, и дешевле. Правда, если покупать уголь в Якутске, деньги пойдут в казну этой республики, а не местным угледобывающим компаниям и в бюджет Приангарья.
   
   

Смотрите также: