Но зная, сколько по городу колесит ржавых маршруток на «лысых» шинах, можно сказать, что эти три дела - капля в море. Впрочем, это - с одной стороны. С другой - водителей надо учить ответственности, а когда в стране объявлена политика «не кошмарить бизнес», действовать приходится не самыми строгими методами. Но делать что-то надо, поскольку качество пассажирских перевозок в Иркутске не выдерживает никакой критики. Об этом речь шла на круглом столе в «АиФ-Иркутск».
Как всё запущено!
Состояние автобусов частных перевозчиков - это предмет всеобщего возмущения в Иркутске. Но до совести предпринимателей не достучаться, поэтому пассажиры, не имея альтернативы, продолжают пользоваться их услугами и рассказывать бесконечные истории из своего опыта поездок: о картонках вместо стёкол, о заклеенных изолентой трещинах и дырах в полах, заткнутых тряпками. И даже короткое замыкание - обычное дело. «Капсулы смерти» - так иркутские автобусы называют на интернет-форумах.
- Как-то села я в один коммерческий автобус и ужаснулась: у водителя на панели ни одного прибора не было, только дыры зияли! А вместо тумблера, который двери открывает, торчала отвёрт-ка, - рассказала нашему изданию иркутянка Наталья БОГДАНОВА. - Жаль, что это безобразие нечем было сфотографировать. Да и вылетела я из этого автобуса на следующей остановке, только потом сообразила, что даже номер его не запомнила.
Критичность ситуации позволяет говорить о том, что общественный транспорт - бич иркутского рынка услуг. Его отличительная черта - отвратительное состояние машин и плохо подготовленные, недисциплинированные водители. Но в этом году в областном центре региональное управление Следственного комитета возбудило пока только три уголовных дела в отношении водителей, которые возили пассажиров на неисправных автобусах. Причём в двух случаях фигурируют шофёры одного маршрута - № 480 «Аэропорт - Луговое». На их машинах были «лысые» шины. Получив от правоохранителей первые предупреждения, водители им не вняли, поэтому последовали репрессивные меры. Теперь им грозит или штраф до 300 тыс. рублей, или даже лишение свободы до двух лет.
Запретить нельзя, отсеять
В марте по Приангарью прошла новость, что в регионе перевозчикам могут запретить эксплуатировать транспорт старше десяти лет. Однако, как поясняют эксперты, запретить в прямом смысле слова нельзя - такой нормы нет в федеральном законодательстве. Можно только прописать в условиях конкурса, когда будет разыгрываться тот или иной маршрут, что приоритет отдаётся компаниям с «молодым» автопарком. В конце прошлого года в регионе наконец приняли закон об организации пассажирских перевозок. По словам Андрея Никитина, в областном правительстве к нему сейчас готовится постановление, которое установит критерии для участников конкурсов. Наибольшие шансы получить маршрут будут у перевозчиков, соответствующих наибольшему количеству условий, в том числе - стаж водителей, наличие или отсутствие ДТП, возраст автопарка.
А в мэрии Иркутска такая шкала уже разработана, сообщил и.о. начальника управления транспорта администрации города Евгений ШУМЕЙКО. «Основной акцент мы, конечно, делаем на безопасность, то есть если у перевозчика были ДТП, особенно с тяжкими последствиями, то его шансы на получение маршрута уменьшаются».
Правила не писаны
А в этом произошло уже почти 20 аварий, в четырёх виноваты водители пассажирского транспорта.
Как рассказала врио замначальника территориального отдела УГАДН по Иркутской области Наталья СОБОЛЕВА, многие водители автобусов и маршруток плохо подготовлены к работе за рулём.
«Мало кто из перевозчиков отправляет своих водителей на 20-часовую программу для повышения квалификации, которую положено проходить раз в год, - говорит она. - Штрафы за её непрохождение мизерные - для ИП это 3-4 тыс. рублей, поэтому предпринимателям выгоднее заплатить штраф, чем отвлекать персонал на учёбу. Чтобы они почувствовали всю степень ответственности, должна быть система наказаний: нарушил в течение года несколько раз одно и то же правило - надо приостанавливать действие лицензии. И мы выходим с этими инициативами в суды, но те на такие меры почему-то не идут».
Более того, проверять транспортные компании (впрочем, как и многие другие) контрольно-надзорные органы могут не чаще одного раза в три года, а для внеплановой инспекции должен быть весомый повод, например - серьёзное происшествие с пострадавшими. То есть в таком случае проверка идёт уже по факту, а не на упреждение. «Законодатель у нас отнял ряд полномочий. Чтобы мы, как говорит президент, «не кошмарили бизнес». Раньше была практика аннулирования лицензий, кроме того - мы могли в любое время прийти на предприятие по любой дорожной ситуации, а сейчас ограничены в своих действиях», - говорит Вячеслав Жилкин
Мнение:
Сергей Ошурков, председатель некоммерческого партнёрства «Объединение автотранспортных предприятий Иркутска»:
Комментарий:
Геннадий Кабанов, директор Сибирского федерального центра по подготовке и переподготовке водителей при ИрНИТУ «Автомобилист»:
Но проблема подготовки и переподготовки водителей не ограничивается только нежеланием перевозчиков повышать квалификацию персонала. Есть вопросы и к качеству работы автошкол. Если раньше в Иркутске было три автошколы, которые занимались конкретно подготовкой водителей автобусов и такси (категории Д и Б соответственно), то сегодня их около 30. Но во многих нет ни хороших специалистов, ни материальной базы. И выходит оттуда водитель, который даже не знает, как устроено транспортное средство. А приходит работать шофёром - ему обязаны дать наставника, который первое время будет сопровождать. Так и наставник тоже неподготовленный.
Смотрите также:
- «Шеф, ты гонишь!» Кто в Иркутске в ответе за безопасность пассажиров? →
- Кто нас возит? Экзамены для автогастарбайтеров опять перенесли →
- Дорожные споры →