«Петух клюнул» столько раз за это лето, что креститься уже поздно. В последнее время появляется всё больше размышлений о том, кто виноват в страшных авариях и что делать, чтобы их предотвратить.
Плохие дороги, не всегда исправный транспорт, невысокое качество его обслуживания - факторов, которые могут спровоцировать несчастный случай на дороге, много, однако эксперты, собравшиеся за круглым столом в «АиФ в ВС», сошлись на том, что главная угроза безопасности пассажиров - человеческий фактор: нерадивые водители транспортных средств и безответственные перевозчики, которые в погоне за рублём забывают о том, что им полностью доверяют свои жизни несколько десятков человек.
Гонка за прибылью
По статистике областного УГИБДД, за 7 месяцев 2015 года в Приангарье произошло 48 дорожно-транспортных происшествий с участием водителей общественного транспорта (на 11% меньше, чем за то же время в прошлом году). В этих авариях погибли 5 человек и 94 получили разные травмы. Однако снижающуюся статистику «взорвал» август - только за две недели несчастливого месяца в Иркутской области произошло 33 происшествия с участием автобусов, в которых 3 человека погибли и ещё 18 были ранены.
Большую часть «чёрных цифр» аналитикам добавила авария с маршруткой под Ангарском, которая произошла 8 августа. Она унесла жизни сразу двух человек и подорвала здоровье ещё 17 пассажиров. И, как говорят эксперты, этот трагический случай во многом показательный: он иллюстрирует множество нарушений, которые в комплексе просто не могли не вызвать ДТП с жертвами.
Дмитрий Богоутдинов |
По словам заместителя начальника УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Дмитрия БОГОУТДИНОВА, большая часть ДТП в регионе происходит из-за того, что водители сознательно нарушают правила дорожного движения: превышают скорость, не соблюдают очерёдность проезда, неправильно выбирают дистанцию, игнорируют требования знаков и светофоров и перестраиваются по каким-то собственным правилам.
- Поведение водителей маршрутных автобусов, их манера вождения не выдерживают никакой критики, - заявляет Богоутдинов. - Сегодня 80% перевозочного процесса осуществляют частные предприниматели, имеющие от 3 до 5 единиц транспорта. Зачастую финансовые показатели для них куда важнее требований безопасности дорожного движения. На работу многие из них принимают водителей с недостаточной квалификацией и низкой транспортной дисциплиной и приобретают транспорт, который эксплуатировался уже 8-10 лет.
Дыра в полу или в законе?
Удивительно, но на срок жизни автобусов, которые курсируют по дорогам области, не в силах повлиять никто, кроме самих перевозчиков: ни региональные власти, которые отвечают за междугороднее сообщение, ни муниципальные, контролирующие работу транспорта внутри населённых пунктов.
- Автобус, прошедший в установленном порядке технический осмотр и отвечающий требованиям, допускается до перевозок - его возраст здесь значения не имеет, - объясняет замминистра жилищной политики, энергетики и транспорта Приангарья Андрей НИКИТИН, отмечая, что это издержки заявительной системы и исправить ситуацию могла бы конкурсная процедура, когда среди всех желающих перевозчиков выбирали бы самого безопасного.
Между тем попытки организовать такие конкурсы у властей, по их собственному признанию, раньше проваливались из-за недоработки федерального законодательства. Однако в середине июля в силу всё-таки вступил закон, предусматривающий отбор перевозчиков по жёстким критериям. Как рассказала глава управления транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Юлия ГОРДИНА, администрация областного центра собирается воспользоваться новым механизмом уже осенью - в качестве пилотных выбрали три иркутских маршрута: № 21; № 7 и № 2.
Юлия Гордина |
- Будет три основных критерия: возраст транспортного средства, экологический класс и наличие автоинформатора, - перечисляет Юлия Гордина. - Более того, мы намерены выходить с законодательной инициативой об ограничениях в техническом регламенте по срокам эксплуатации автобусов: если автобусу больше 10 лет, то возить на нём пассажиров нельзя. Эта практика используется, например, в Улан-Удэ.
Кстати, о техническом регламенте: пока что в нём предусмотрена только одна неисправность, из-за которой транспортное средство в Иркутске немедленно уберут с дороги, - люфт рулевого управления. То есть автобус, скажем, с такой очевидной проблемой, как дыра в полу, считается исправным и может спокойно возить пассажиров.
Почём автобус?
Сами перевозчики говорят, что и рады бы купить новые целые автобусы, которые не ломаются, но не могут: денег не хватает.
Нугзар Готаидзе, директор ООО «Транс-экспресс»:
Нутзар Готаидзе |
- Обновление автобусов - это основа заботы о безопасности, - уверен он. - Мы работаем 15 лет, у нас около 30 автобусов, и самому старому из них всего 6 лет. Автопарк постоянно обновляется. Покупаем европейские автобусы, которые соответствуют современным требования комфорта и безопасности. Окупаемость их проходит несколько лет, но для нас не так важно побыстрее заработать, как улучшить качество перевозок и создать компании отличную репутацию. Я думаю, это дело каждого перевозчика - вкладывать в новую технику или нет. При этом у нас есть своя станция технического обслуживания, современное оборудование для диагностики технического состояния ТС, где работают квалифицированные специалисты, которые регулярно проходят обучение в Москве и Германии. На запчастях так же не экономим, используем только оригинальные. На всех транспортных средствах установлены тахографы и система ГЛОНАСС, позволяющие контролировать движение автобусов. Безопасность напрямую зависит от технического состояния автобусов.
Анастасия Гизбрехт |
- Кроме того, безопасность пассажиров во многом зависит от подбора водителей, - добавляет представитель от транспортной организации «ИП Готаидзе К.В.» Анастасия Гизбрехт. - И здесь в первую очередь ответственность перевозчика. Каждый сам вправе решать, кого принимать на работу. Ответственный предприниматель приглашает квалифицированных сотрудников, он должен платить им достойную зарплату, а если этого делать не хочет, к нему приходят водители низкого уровня, которые не имеют опыта, квалификации, старания, заинтересованности «закрепиться на этом месте». Мы соблюдаем все требования трудового законодательства, подбираем сотрудников очень тщательно: для нас важны опыт работы водителя, наличие категории, отсутствие судимости, психологическое состояние, приветствуется наличие семьи, обращаем внимание и на личные качества человека. Сотрудники работают у нас по несколько лет, ценят коллектив и свои рабочие места. Время труда и отдыха водителей соблюдается. Медицинские осмотры водителей производятся перед и после каждого рейса.
«Стахановцы» вне закона
Однако такая ответственная позиция перевозчиков скорее исключение, чем правило. Одна из самых главных проблем в том, что многие водители - «стахановцы»: стремясь заработать побольше, они сутками не выпускают из рук баранку, теряют концентрацию и в конечном итоге устраивают ДТП. На транспорт уже даже устанавливают тахографы - приборы для контроля режима труда и отдыха. Но и это не спасает. К примеру, в маршрутном такси Иркутск - Свирск, которое опрокинулось в кювет под Ангарском, тахограф был и, более того, исправно работал.
- Мы расшифровали показания прибора и увидели, что водитель на этом автобусе где-то ездил ночью. А рано утром отправился в рейс, - рассказывает Дмитрий Богоутдинов. - Почему механик не расшифровал такие данные при выходе автобуса на линию? Где колесил водитель? Сейчас разбираемся.
Анжрей Седухин |
- Шофёр был собственником автобуса, поэтому можем проследить огромный букет его нарушений. При этом он не оплачивал штрафы и должен был отбывать наказание в виде административного ареста, - добавляет начальник отдела регистрации и технического надзора УГИБДД ГУ МВД России по региону Андрей СЕДУХИН. - Организатор перевозок не обращал внимания на то, что его сотрудники нарушают правила (а водитель свирской маршрутки «летел» со скоростью больше 150 км в час, что недопустимо) и не платят штрафы. Сейчас следователи проводят проверку этого перевозчика - возможно, у него там ещё такие работники есть.
По словам Дмитрия Богоутдинова, операция «Профилактический автобус», которая сегодня проходит в регионе, выявила, что зачастую автобусами управляют люди, которых штрафовали за нарушение правил дорожного движения больше 10 раз, в том числе за превышение скорости.
Между тем свирская авария наглядно проиллюстрировала ещё одно правило: пассажир сам может попытаться обезопасить себя от тяжёлых последствий возможной аварии. Для этого достаточно всего лишь пристегнуться.
- Я лично выезжал на место ДТП и видел, что там не пострадал человек, который оказался пристёгнут, - рассказывает Андрей Никитин. - Это была сознательность самого пассажира, но я уверен, что и водитель должен следить за тем, чтобы люди в салоне не игнорировали ремни безопасности. У шофёра есть зеркало заднего вида, и он может и должен отвечать за то, что происходит внутри автобуса.