Все эксперты говорят хором: рынок такси Приангарья быстрыми темпами катится прямиком в могилу. Легальные перевозчики целыми рядами выходят из строя, не выдерживая натиска сетевых служб заказа с их заниженными тарифами и уступая место нелегальным водителям. В итоге пассажиры, садясь в салон заказанного автомобиля, оказываются совершенно беззащитными.
Поездки с долей экстрима
Иркутянке Дарье поздним вечером нужно было добраться до своей подруги. Она вызвала автомобиль в известной службе заказа такси. Сев в машину, девушка вначале не заметила ничего подозрительного, но потом обратила внимание на странный способ езды водителя: то ускорялся, то внезапно притормаживал. Такими урывками они ехали по тёмным улицам, держась вдали от центральных. Только позже Дарья заподозрила, что с водителем что-то не так - не то пьян, не то находится под действием каких-то препаратов. До места, к счастью, девушка добралась благополучно и поспешила выйти из машины, хотя мужчина ещё пытался удержать её двусмысленными разговорами.
В следующий раз Даша ехала на автомобиле из той же службы заказа, но уже со своим молодым человеком:
«Дело было ночью, а у водителя не горела одна фара. Не стесняясь нас, он позвонил, по всей вероятности, своему «коллеге». Из его слов мы поняли, что сам он едет без прав, боится, что его «повяжут» сотрудники ДПС, но решил помочь товарищу - предупредил собеседника на другом конце телефона, порекомендовав объезжать магистральные улицы, на которых может стоять патруль».
Как выяснилось, подобные истории про «весёлые» поездки в такси, заказанные через сетевые диспетчерские службы, есть в багаже почти у каждого: то подъедет разбитый автомобиль, то водитель совершенно не знает дороги, то он же предлагает заехать в забегаловку, где ночью продают разливное пиво. Несмотря на это, преобладающее большинство иркутян предпочитает пользоваться услугами не полноценных транспортных компаний, а службами заказа такси из-за их дешевизны.
За бортом закона
В проблемах такси многие винят действующий Федеральный закон № 69, принятый в 2011 году. На него возлагали множество надежд и ждали, что он направит этот бизнес в цивилизованное русло. Но на деле документ лишь усугубил ситуацию до такой степени, что завёл таксомоторную индустрию в глубокую депрессию. Закон предъявляет жёсткие требования к легальным автопаркам и водителям с лицензией, но «за бортом», то есть вне правового поля, остаются службы заказа такси. По своей сути, это диспетчерские, которые напоминают справочные и выполняют чисто информационную функцию - принимают заявки от людей и «выбрасывают» их в сетевую базу, а подобрать может любой водитель - и легальный, и нелегальный. Тут уж как повезёт, а главное - жаловаться потом на неадекватного водителя некуда и некому, ведь он работает в свободном «полёте».
Контролирует исполнение 69-го закона министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Приангарья, но загвоздка в том, что в его досягаемости находятся только легальные такси, которые и так изо всех сил стараются блюсти порядок. Диспетчерские службы с помощью занижения тарифов захватили уже весь рынок такси, не оставив шанса перевозчикам. Ведь люди предпочитают заплатить за поездку 80 рублей, а не 200. Из-за этого транспортные компании терпят огромные убытки и не справляются со всеми требованиями. Например, только содержание собственного медицинского кабинета обходится недёшево. А штрафуют и за более мелкие недочёты: отсутствие опознавательных знаков, «шашечек», информации о водителе внутри салона, невыдачи кассового чека. Сами чиновники признают, что штрафы для честных перевозчиков слишком завышенные, а соблюдать все требования в нынешних условиях демпинга цен практически невозможно, но тем не менее за 2016 год министерство выписало штрафы на 1,2 млн рублей. Это на 20% больше, чем в предыдущем году. А двум перевозчикам вовсе приостановили действие лицензии из-за неисполнения предписаний.
В пример Иркутску, Ангарску и Братску ставят другие населённые пункты, куда ещё не вошли «агрегаторы» - федеральные диспетчерские службы.
«Конечно, когда-то они доберутся и до этих мест, но пока в Слюдянке, Байкальске, Зиме, Саянске сохранились лучшие таксистские традиции, там всё ещё на деле, а не на бумаге проходит предрейсовый и послерейсовый осмотр, - говорит начальник отдела контроля в Управлении автомобильного транспорта регионального минтранса Виктор Борщёв. - Да, вместо компьютерных приложений и баз там используют старую «амбарную» книгу. Но зато все трудоустроены официально, часто водителями работают ушедшие в отставку сотрудники полиции, поэтому дисциплина держится на должном уровне».
Раздувшийся пузырь
По данным на конец 2016 года, в Приангарье в сфере таксомоторных перевозок зарегистрированы 1184 индивидуальных предпринимателя и 130 юридических лиц. Кстати, получить разрешение на работу такси не так уж сложно, даже не нужно много бумаг. В прошлом году выдали 2,4 тысячи лицензий, а отказали лишь в 190 случаях. Но это не показатель улучшения:
«Снижение доходов перевозчиков привело к оттоку профессиональных кадров из сферы такси, - добавляет Борщёв. - Сейчас больше тех, у кого образование ниже среднего, они создают фирмы-однодневки, получают разрешение на пять лет, а сами через пару недель закрываются и потом перепродают лицензии в на сайтах объявлений».
«В такси назревает то же самое, что творится сейчас с дальнобойщиками. Этот пузырь скоро может лопнуть, потому что принятие закона всё время откладывают, его переносят сначала с осени на весну, а потом с одного года на другой, - сетует Дмитрий Сидоров, руководитель Ассоциации таксистов Иркутской области».
Кстати, на своём сайте Ассоциация призывает водителей в определённые часы и дни бойкотировать службы заказа и не принимать от них заявки. Но специалисты считают, что лозунги и забастовки против диспетчерских бесполезны - сейчас стало наиболее очевидно, что они будут только развиваться и расширяться. Так что лишь новый «разумный» закон в силах помочь исправить ситуацию. Законопроект готовят ко второму чтению. Если его всё-таки «прочтут» в Госдуме РФ, то тогда службам заказа такси придётся нести ответственность за передачу информации водителям без лицензии. На недосягаемых сейчас диспетчеров можно будет подать в суд и даже приостановить их работу, если они не выполнят предписания. Также закон должен снизить штрафы для легальных перевозчиков и повысить их для нелегалов. Но уже находятся те, кто сомневается в ещё непринятом законопроекте: на самом ли деле удастся наказывать сетевые службы заказа? Ведь их «штаб-квартиры» находятся слишком далеко от Иркутска - например, одна из них зарегистрирована аж в Израиле.
Цены на поездки в такси по Иркутску
Перевозчики
«Авеню» (тариф «Эконом») - миним. цена 120 руб. (2 км), 15 руб./км;
«Шесть двоек» - миним. цена 150 руб. (4 км), 23 руб./км;
«Жёлтое такси» - миним. цена 150 руб. (4 км), 25 руб./км.
Службы заказа
«Сатурн» - посадка 70 руб., 22 руб./км;
«Гетт такси» - посадка от 49 до 59 руб., 11-12 руб./км;
«Максим» - поездка от 110 руб.
Особое мнение:
Председатель Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов:
«Если говорить кратко об иркутском такси, то «пациент скорее мёртв, чем жив». Государство создало благоприятные условия для процветания нелегальных перевозок. За отсутствие голографической разметки легальная фирма заплатит от 30 до 50 тысяч рублей, а за незаконную предпринимательскую деятельность выписывают штраф от 500 до 1,5 тыс. рублей, причём только по судебному решению! А какое из нарушений опаснее для пассажиров? Страховые компании для таксистов в 15-20 раз увеличивают стоимость страховки. Это колоссальная сумма для фирмы, владеющей целым автопарком. Притом, я знаю, в их кругах есть даже негласный запрет страхования такси. В общем, сейчас у легального таксиста нет ни одного «пряника» ни от какого госоргана. Какой им смысл работать законно?
К слову, мы иногда проводим свои проверки, поэтому видели всякое. Однажды по заявке в службу заказа к пассажиру подъехал битый автомобиль на трёх колёсах, четвёртое - полностью спущено. В нашей практике бывали случаи, когда в багажнике «таксиста» стоял ящик спирта, который по невысокой цене предлагался пассажирам, или наркотики и приспособления для их изготовления».