20 лет назад, 28 марта 2004 года, не стало известного иркутского специалиста лёгкой атлетики, заслуженного тренера России Александра Николаевича Гойшика. Он ушёл от нас на 53-м году жизни. Подробности – в материале irk.aif.ru.
Эта преждевременная утрата при загадочных обстоятельствах в гостиничном номере до сих пор саднит сердце. Накануне Александр проводил домой с южных тренировочных сборов в Кисловодске свою супругу, чемпионку московской Олимпиады-80 Татьяну Гойшик. Планов – громадьё, а утром его нашли бездыханным. Одна из версий – отравление угарным газом.
«Бег – это полёт»
В память о тренере в подмосковном Щелково, куда они переехали из Иркутска в 1999 году, проводятся традиционные соревнования по беговым легкоатлетическим дисциплинам, в чём он и его супруга были широко известны. Оба – ученики заслуженного тренера СССР Виктора Иннокентьевича Седых. «Бег – это полёт с кратковременным касанием земли», – учил он. Лучше всех освоили эту формулу Александр Стасевич и Татьяна Насонова, завоевавшие на Спартакиаде народов РСФСР в 1975 году серебряную и бронзовые медали.
Неразлучную парочку считали женихом и невестой, а они были большими друзьями. Татьяна тайно вздыхала по другому Александру – русоволосому Гойшику. Тот делал вид, что его не волнуют нежные чары, хотя сам тоже был по уши влюблён в Татьяну. Каждый не решался открыться первым. Помог случай. Ребята из секции целой группой решили поступать в Омский институт физкультуры на заочное отделение и предложили Татьяне составить компанию.
«Вы что, ребята, я ещё от учебы в техникуме не отошла. К тому же у меня хорошая профессия, не связанная со спортом».
«С нами, между прочим, Гойшик едет, так что подумай».
Таня густо покраснела, все чувства были написаны на ее лице. Друзья поспешили сгладить неловкость:
«Короче, мы тебя записываем...»
В Омске всё и решилось. Таня Насонова стала Гойшик.
Окрыляющий успех
Спартакиада народов СССР-79 собрала в Москве созвездие атлетов со всей планеты. По сути, это была генеральная репетиция перед Олимпиадой-80 и вызвала огромный интерес. Под оглушительный рёв трибун Татьяна Гойшик буквально вырвала бронзовую медаль у соперниц высочайшего класса – чемпионок и рекордсменок СССР, Европы, Олимпийских игр, а также у американки Дабни. Мировая сенсация.
Этот успех мы с Александром Гойшик отметили в баре пресс-центра Лужников. С ним мы жили в одном отеле. Возбуждённый Александр, не скрывая радости, громко выражал свои эмоции в метро.
«Прекратите! Вы нарушаете общественный порядок!» – возник перед нами милиционер.
«Товарищ сержант, – обратился я к нему, – дело в том, что мы возвращаемся из Лужников, мой друг – заслуженный тренер, а его супруга сегодня завоевала медаль Спартакиады, обогнав прославленную американскую чемпионку. Представляете, какая радость!»
Сержант остыл:
«Так сразу бы и сказали, у вас же на лице не написано. Вы меня тоже должны понять – служба».
Милиционер козырнул и, неожиданно улыбнувшись, добавил:
«За жену чемпионки я бы и сам выпил. Желаю удачи!»
«С тебя спрос вдвойне»
Это был единственный случай, когда я видел переполненного через край эмоциями обычно спокойного и уравновешенного Гойшика. Он не терял спокойствия при любых обстоятельствах. Даже в ситуации, когда год спустя в Лужниках его супруга завоевала золотую олимпийскую медаль в эстафете 4х400 метров.
Как раз в Ангарске проводилось первенство Сибири и Дальнего Востока по лёгкой атлетике и тренер Александр Гойшик находился со своими учениками.
«Ребята, по телевидению показывают женскую эстафету 4х400 метров!» – раздались возбуждённые голоса.
На экране счастливые лица чемпионок. Александр, не веря глазам своим, стоял как вкопанный. Все бросились его поздравлять, а он со спокойной улыбкой обратился к Ольге, младшей сестре Татьяны:
«Теперь твой черед удивлять!»
Через несколько минут Ольга впервые выполнила мастерский норматив в беге на 100 метров. Талантливая, с характером. Олимпийская медаль старшей сестры оказала сильное влияние на неё.
«Значит, так, – деловито сказала она тренеру, – теперь интенсивные занятия – по два раза в день. Никаких семейных поблажек».
«Будь спокойна, с тебя спрос двойной, – ответил Гойшик. – Всё ждал, когда сама к этому придёшь. Теперь вижу – готова к большим свершениям».
На Кубке Европы в Загребе и Кубке мира в Италии в 1981 году Ольга – бронзовый призёр в эстафете 4х100 метров. Третья в мире. В аэропорту Шереметьево встречал Александр Николаевич. «Молодец! – поздравил он, – но главные старты впереди».
Тренерский дар
19 июня 1983 года в летопись иркутской «королевы» спорта сразу три воспитанника Александра Гойшика вписали одну из ярких страниц: звание чемпионки VIII Спартакиады народов СССР завоевала Ольга Антонова (до замужества Насонова), бронзовым призёром стал Михаил Залуцкий, Марина Молокова финишировала пятой.
Разные у них судьбы. Ольга – лидер, её участие не обсуждалось, а вот за Михаила пришлось бороться. Он довольно долго держался в тени, результаты пошли в гору, когда перешёл к Гойшику. На республиканской Спартакиаде ему равных не было и, казалось, место в сборной России для участия во всесоюзном финале обеспечено. Но столичные чиновники, чтобы протащить своих, против: «Мол, возрастной, бесперспективный».
«Побойтесь Бога, – негодовал Гойшик, – парню 26 лет, в расцвете сил».
Отстоял Мишу и «возрастной» выдал захватывающую 100-метровку, заткнув за пояс молодых перспективных. Гойшик ходил именинником, Михаил – окрылённым, в Иркутск он вернулся мастером спорта международного класса.
Марина Молокова – одарённая ученица, вихрем ворвавшаяся в большой спорт. Ещё год назад она, дебютируя на всесоюзных сельских играх, выиграла призовые места в спринтерских дистанциях. Талант ученицы, плюс тренерский дар Гойшика позволили Марине за короткое время вырасти в одну из самых перспективных бегуний страны. Пятое место на Спартакиаде – успех огромный. На трибуне Лужников в это время усердно хлопала в ладоши годовалая Лидочка, племянница Ольги и дочь супругов Гойшик.
Ольга Антонова – признанный лидер спринтерской команды СССР. На главных стартах сезона – международном турнире «Дружба-84» в Праге (альтернатива Олимпиаде в Лос-Анджелесе) – она завоевала серебряную и бронзовую награды в беге на 100 и 200 метров. При другом политическом раскладе медали могли быть олимпийскими. Травмы не позволили ей представлять страну на следующей Олимпиаде-88 в Сеуле, зато этого права добилась чемпионка СССР Марина Молокова. Но ей, увы, тоже не дали шанса выйти на беговую дорожку, продержав в резерве. Знакомая картина...
...Воспитав плеяду мастеров высочайшего международного класса, Александр Николаевич Гойшик оставил яркий след в иркутской легкой атлетике. В подмосковном Щелково, где он прожил всего пять лет, его заслуги почитают. В родном городе – Иркутске, похоже, не до того.