Забайкалье, 29 апреля – АиФ-ВС. О том, как делают телевидение в Китае, чем удивляет российская реклама восточных соседей и когда в забайкальском эфире прозвучит «Нихао, Чита!» - рассказывает гендиректор телекомпании «Альтес» Карина Канунникова.
Обстоятельства командировки на восток...
Карина КАНУННИКОВА |
- 2013 год объявлен Годом туризма Китая в России. По приглашению государственного телевидения города Циньхуандао руководители приграничных российских телекомпаний для проведения переговоров о предстоящем сотрудничестве отправились на остров Императора (в прямом переводе Циньхуандао означает - остров императора Цинь Шихуана). Я оказалась в компании телевизионщиков из Иркутского «АИСТа» и директоров «ДВ-Губернии» из Благовещенска. Наша командировка началась очень необычно. В Китай мы попали через… частный таможенный переход. В России такой существует в единственном числе - в Благовещенске!
- А что впечатлило больше всего на китайском телевидении? Как у них это делается?
- Все СМИ в Китае - государственные и организованы, я бы сказала, с большим размахом! Телевидение Циньхуандао, например, занимает 19-этажное здание. Один этаж отдан под радио, один - редакция газеты, все остальное - в эфирных целях. Моё чувство хозяйственности просто взбунтовалась при виде гигантских пустующих территорий, бесконечных, ничем не занятых коридоров и разных переходов. Безусловно, все содержится за счет госбюджета. Здесь же размещаются аудитории кафедры журналистики местного университета. Студенты обучаются прямо в производственных условиях. Неудивительно, что каждый из них уже с первых курсов умеет самостоятельно снимать, монтировать свои сюжеты, а главное - выдавать их в эфир. Новостное вещание у них строится по другим принципам. Ведущий в студии читает не только подводки, но и озвучивает все видеоматериалы, которые идут в выпуске. То есть все новости - одним голосом, без авторских отбивок.
Во время нашего визита в Циньхуандао шли выборы мэра и двух вице-мэров. Выборы у них прямые, но применяется американская модель. Избранный может находиться в должности несколько сроков, но такое происходит редко, народ часто меняет местную власть. Хочу сказать, где бы мы ни находились, везде нас сопровождал некий трепетный пиетет по отношению к нашему президенту. Так и говорили: «Ваш Путин - настоящий мужчина!» Интересно, что никаких комментариев в адрес Си Дзинь Пиня мы не услышали.
Наши переговоры шли под руководством директора телекомпании Циньхуандао г-на У Ли Го - очень властного, авторитетного человека, но стратегически мыслящего. С ним мы договорились об обмене творческими группами. То есть их съемочные группы будут приезжать к нам и работать в наших эфирах, а российские телевизионщики попробуют снимать новости в Китае.
Мы побывали и в телекомпании курортного города Бэйдайхэ. Там в туристический сезон (с июня по октябрь) идут ежедневные новостные выпуски на русском, поскольку очень много русскоязычных граждан. Мы договорились, что журналисты из Иркутска, Читы и Благовещенска будут работать там по месяцу, сменяя друг друга.
Началась китайская телеэкспансия
- А какой у них интерес к российскому эфиру?
КСТАТИ: |
Новости в рейтинге телевизионных программ китайского ТВ - на первом месте. Вторая по популярности передача занимается исключительно проблемами горожан. Выходит она 6 раз в неделю. Темы подсказывают жители Циньхуандао, но есть у передачи и специальные осведомители. Происшествия в городе, печальные и радостные события находят свое место в телеэфире. Нередко программа объявляет сборы средств для больных детей. Помогают журналисты и русским туристам. |
- Их очень интересует наш рынок. В Китае сегодня официально запрещено говорить об экономическом кризисе, но они обсуждают это на обывательском уровне, проблема есть. Наша китайская переводчица, например, рассказывала, что сегодня мясо в их семье покупается только для дочки. Ее муж не может найти работу, что, впрочем, не мешает ему очень много читать и саморазвиваться. Его герои - Георгий Жуков и все тот же Владимир Путин.
Сегодня китайские компании очень бы хотели размещать на российском ТВ рекламу - в частности, рекламу вино-водочной продукции и оконных систем. Наши партнеры очень удивлялись, когда узнали, что в России есть большие ограничения по телевизионной рекламе - на тот же алкоголь. В Китае можно рекламировать все что угодно, что, впрочем, не мешает китайскому телевидению оставаться очень целомудренным.
Маленький, но важный винтик
- Что ждет телевизионное Забайкалье от сотрудничества с Китаем?
- Мы оставили свои предложения по рекламе, то есть на канале «Альтес», возможно, скоро появятся рекламные блоки из Китая. Но сразу хочу сказать, что мы не будем пионерами в этом. Уже сейчас рекламный пакет Благовещенской «ДВ-Губернии» полностью сформирован на китайской фактуре. Кроме того, 80% их вещания - продукт русскоязычного китайского канала CCTV. Читинские зрители тоже уже кое-что могли видеть - небольшие их новостные сюжеты в выпусках «Середина Земли». Но это - лишь малая толика. Не могу не рассказать о том огромном впечатлении, которое я получила от просмотров канала CCTV-русский. Историческая публицистика, документальные фильмы, природа, культурные проекты - динамично, ярко, вкусно! И при этом - идеология остается главной составляющей. Вот пример - смотрела фильм о строительстве моста в Шанхае. Захватывающая история, где мост - практически живое существо, участник главных исторических событий минувших эпох Шанхая. Сильный момент - мост разбирают и увозят на реконструкцию, а миллионы жителей выстраиваются вдоль дороги, чтобы проводить его... Но мейнстрим этой истории - глубокая инженерная мысль китайских специалистов, их технологическое доминирование. В этой связи хочу процитировать уже упомянутого У Ли Го: «Телевидение не только дает информацию, но и духовно влияет на людей, дает знания».
Мы обязательно будем показывать телепередачи производства CCTV-русский на нашем канале. Для нашего региона - это просто необходимо. Ведь Китай - наш ближайший сосед и партнер, мы исторически развиваемся параллельно, наше взаимопроникновение велико. Это будет не только интересно, но и полезно, учитывая развивающиеся экономические, социальные, образовательные и культурные связи. Кстати, уже в конце апреля делегация телевизионщиков Циньхуандао прибудет в Читу, чтобы на месте изучить предпочтения забайкальской общественности, и не только информационные, конечно.
Мировой системный кризис мы сможем преодолевать, координируя и сверяя наши позции. Не случайно, самый первый международный визит новый лидер КНР Си Дзинь Пин начал в России. В Китай поехал Владимир Путин после переизбрания. Годовой товарооборот наших стран сегодня 188 млрд. долларов, а к 2020 году может вырасти до 200 млрд. Ну, а Забайкалье и Чита - маленький, но не менее важный винтик в машине большой российско-китайской геополитики.
ДОСЬЕ
Карина КАНУННИКОВА родилась 9 марта 1961 года в Белорусской ССР в семье военнослужащего. В 1983 году окончила Иркутский государственный университет им. А.А. Жданова.
С 1980 года работает в системе телевещания. Начинала трудовую деятельность ассистентом звукооператора, затем работала редактором, старшим редактором и комментатором ЧГТРК.
С 1993 года является генеральным директором ОАО «Альтес».
Смотрите также:
- «Ходячая энциклопедия». В чём гиды на Байкале уступают коллегам из Китая? →
- Болливудский Микки Маус. Индийский актёр добрался до Иркутска на байке →
- Иркутянка Анастасия Бахаева: Работа гида – это не только вечное лето →