Призовым стал фильм «Байкальская сюита». Оператор фильма Анатолий Мельников получил «Орфея» - такова статуэтка конкурса «ТЭФИ-регион»- в номинации «Лучший оператор».
Церемония награждения прошла в Таганроге. Победа оказалась достойной: на участие в конкурсе поступило рекордное количество работ - 544 сюжета от 164 телекомпаний.
- Я до сих пор не понимаю, почему эту премию заслужил именно наш фильм. У нас были сильные соперники, а их фильмы - актуальные, репортажные, в которых авторы задевают серьёзные проблемы. Такие работы не оставят никого равнодушным. Но наш фильм оценили по высшему баллу, и не скрою, я этому очень рад, - говорит Анатолий.
«Байкальская сюита» - результат совместной работы оператора Анатолия Мельникова, режиссёра Анатолия Шевченко, публициста Дмитрия Слободчикова. Хотя точно определить обязанности каждого из них сложно: над фильмом трудится творческая команда, каждый в процессе принимал участие как оператор, режиссёр, монтажёр и звукооператор, для того чтобы получилась цельная картина.
И в снег, и в град
«Байкальская сюита» - это фильм-картина и фильм-жизнь одновременно. Такими простыми способами, как картинка, музыка и настоящий живой звук (на телевизионном языке так называемый «лайф»), создаётся жизнь Байкала. Зритель видит, как Байкал засыпает на зиму, как просыпается весной. Все природные явления, которые удалось запечатлеть журналистам, а также обитатели этой местности - всё отражено в 30-минутной музыкальной новелле.
Официально фильм снимался целый год. Съёмочная группа выезжала на Ольхон, Ушканьи острова, побывала в центральной части западного побережья, в Баргузинском заповеднике. Отчасти целью фильма было показать дикие места вблизи озера, а не тот туристический Байкал, который знает большинство иркутских жителей. Такие места помогал находить Дмитрий Слободчиков, он же автор программ «С чистого листа» и «Линия горизонта» на ТК «АИСТ».
В фильм также вошли съёмки диких животных, которые хранились у операторов с прошлых лет. Нерпы, хорьки, лисицы, чайки и медведи - такая подборка просто мечтала попасть в кино.
Студия обработки
- Снять красиво - дело одно, а упаковать эту красоту - совсем другое. Любую качественную работу можно испортить неумелым монтажом, - считает Анатолий Шевченко, режиссёр фильма.
Серьёзная работа ждала в монтажной. Там участвовали в процессе все. За основу режиссёр взял музыку Игоря Контюкова, но было недостаточно просто подобрать видеоряд под его композицию. Сценарий требовал более серьёзного подхода, а Игорь Контюков уже покинул Иркутск. Для этого пригласили композитора Дечебала Григоруце, который вписал музыку в концепцию фильма, а также написал свои композиции. В фильм вошли записи звуков Байкала: это не только плеск волн, даже зимой озеро издаёт свои неповторимые звуки.
Фильм-победитель снимался целый год.
- Однажды мы записали интересный звук: был ветер, и вдруг неожиданно послышались сотни колокольчиков. Откуда? Это же совершенно дикие места. А в другой раз мы записали звук, который очень похож на то, как работает трактор. Его не использовали в фильме, такой он был необычный для тех мест, - рассказывает Дмитрий Слободчиков.
В последний момент перед сдачей фильма у Анатолия Шевченко произошёл технический сбой компьютера. Пришлось всё быстро монтировать заново: здесь опять же помог Дмитрий.
До сегодняшнего дня телекомпания АИСТ не раз становилась номинантом премии «ТЭФИ-регион».
- Несколько дипломов свидетельствуют - мы были в шаге от победы, - говорит генеральный директор телекомпании «АИСТ» Амгалан Базархандаев. - И вот долгожданная награда - наша. Для телекомпании она очень значима. Именно «АИСТ» уже много лет занимается съёмками программ о сибирской природе - это проект некоммерческий, но весьма и весьма затратный. Он создаётся не ради денег, а для зрителей. И отрадно, что творческий поиск был высоко оценён на всероссийском уровне.
Кстати, никто из сибирских телевизионщиков, кроме Анатолия Мельникова, в этом году больше не удостоился такой высокой награды.
Смотрите также:
- О проблемах российского кино в интервью с сибирским кинокритиком →
- Иркутский кинобум. Сможет ли Приангарье стать фабрикой грёз? →
- Почему любители берут в руки камеру? →