Вера Рыжкович, «АиФ-Иркутск»: - Почему для жизни и работы Вы выбрали Лондон?
- Лондон сегодня - это центр мира, сравнимый по темпу жизни разве что с Нью-Йорком. До этого я больше пяти лет провел в Италии. Там восхищали и местные музеи, и природа - рядом с моей мастерской и море, и горы. Всё хорошо, но скучно. А в Лондоне – динамика. В своё время, когда фильм «Монгол» Сергея Бодрова-старшего был номинирован на «Оскар», а я как художник-постановщик приглашён на церемонию, раздумывал: покупать смокинг или арендовать? Казалось, куда я потом в нём пойду? В Англии, можно сказать, смокинг не снимаю - приёмы, встречи, визиты. И потом англичане дали мне визу «Exceptional Talent» или «исключительный талант».
- Что это за виза, и какие она дает преимущества?
- Я думал, что буду первым россиянином, получившим эту визу. А оказалось, что мне её вообще дали первому! Когда пришёл в миграционную службу, то сотрудники, посмотрев на визу в моём паспорте, долго шушукались, а потом спросили: « Вы кто? Чем занимаетесь? За 16 лет работы мы первый раз такое видим». Важно, что эта виза даёт даже разрешение на работу в Англии не только мне, но и моим сотрудникам. Поскольку создание скульптуры - процесс тяжёлый, в том числе, и физически, со мной постоянно работает несколько человек. Всего же в команде 15 сотрудников, включая финансистов и юристов. Это ребята, с которым я работал сначала в Улан-Удэ, потом в Иркутске, в Москве, затем в Италии, и вот теперь в Лондоне.
- Над каким проектом вы сейчас работаете?
- Осенью установим в Казани четыре больших скульптуры, сейчас их заканчивают отливать в Италии. Готовим несколько выставок. Могу сказать, что постоянно что-то происходит. Недавно был случай. Один знакомый купил полуостров в Новой Зеландии. Звонит и рассказывает, что готов там, на горе построить что-то уникальное, но нужен интересный проект. Сразу никаких идей в голову не пришло, и я эту тему забросил. А недавно вылепил стол в виде лежащего дракона со стеклянной крышкой. Смотрю и думаю: вот бы такое где-нибудь в ущелье поставить. И тут осенило - вот же вариант для Новой Зеландии. Теперь ждём решения местного мэра, если разрешит - будем строить.
- В Иркутске сейчас можно увидеть вашу новую скульптуру - «Птица и тигр». Она выполнена не только из бронзы. Используется ещё и камень.
- Да, это афганский лазурит. Очень редкий камень. Его вывозят с большим трудом из Афганистана в Дубай. Оттуда в Италию. У меня оказались три куска лазурита - я смотрел, что из каждого может получиться. Из одного сделал голову коня, одел в бронзовые доспехи. Ещё до окончания работы появился заказчик - одна из зарубежных галерей. По договоренности я должен был отдать скульптуру сразу, как только закончу её изготовление. А еще через неделю её продали в частную коллекцию какому-то арабскому покупателю. На предложение выставить эту скульптуру, показать публике, новый владелец ответил категорическим отказом. Ещё из одного куска лазурита сделал быка. И третья работа - это композиция «Птица и тигр», которая находится сейчас в Иркутске.
- Несмотря на сложный график, успеваете побывать на родине в Бурятии и Иркутске?
- В этот раз помог случай - приехали гости. Раньше, когда жил в Москве, удавалось приезжать чаще. Я очень люблю охоту и прежде старался вырваться специально, чтобы поохотиться. Поскольку сейчас из Лондона в Бурятию не наездишься, решил как-то записаться на охоту в Англии. Там это целый ритуал. Нужен специальный костюм, который, кстати, стоит недёшево. Тебе выделяется определенное время - если опоздал или вовсе не пришёл, то вновь ждёшь своей очереди. Желающих очень много, а сезон только два раза в год - весной и осенью. Тебя сопровождает толпа людей, у каждого есть свой круг обязанностей. Могу сказать, что там охота и связанная с ней инфраструктура кормит целый регион.
- Новый творческий проект, связанный с Иркутском, сейчас есть?
- Мы обсуждаем идею проведения в городе биеннале современного искусства. Возможно, это будет скульптура. Когда-то Кирсан Илюмжинов организовал четыре биеннале в Калмыкии. В результате было создано около 50 скульптурных композиций, которые украсили и по сей день украшают улицы, парки и аллеи Элисты. Думаю, этот опыт можно взять на вооружение.
Смотрите также:
- Обретение корней. Музей из Приангарья собирает информацию о сибиряках →
- «10000 вёрст» от Владивостока до Москвы по неизвестным дорогам →
- «Сидеть на шее ума не надо» - иркутский фермер о труде и душе →