...Почему в Забайкальском крае цены выше, чем в других регионах?

Категория:  Архив

   
   

- Соотношение цен на отдельные виды товаров не показатель, - отвечает Евгений КАСЬЯНОВ, профессор экономики. - Важно видеть экономическую картину в целом по региону. За счет чего могут быть низкими цены? За счет собственного производства, заводов и фабрик на территории края. Что имеет Забайкалье? Оно в основном предоставляет услуги, а не товары. Если в 1996 году регион производил примерно 350 тыс. тонн зерна, то сейчас он производит всего 160 тыс. тонн.

А зерно - это корма, хлеб, макаронные изделия. По производству яйца упали почти на 30%. Таким образом, мы даже продуктами питания себя не обеспечиваем.

Все, что есть в Забайкалье, начиная от керамической плитки, очков, обуви, тапочек - все производится в других регионах. Следовательно, любой производитель, продавец неизбежно в цену товара включает транспортные расходы. Мало того, что вы товар довезли до Читы, а его еще нужно развести по районам, таким образом, затраты растут лавинообразно. Неизбежно возрастают издержки, связанные с инфраструктурой. Например, вы произвели электроэнергию. Ее нужно доставить до потребителя. А если большое расстояние, то необходима сеть. А сеть - это дополнительные деньги: обслуживание, потери в этих сетях и так далее. В Иркутской области, например, наличие крупных потребителей позволяет им доставлять электроэнергию не с низким напряжением в сетях, а с высоким, а значит, и потери в сетях у них ниже. При транспортировке энергии населению потери могут компенсировать крупные потребители. А у нас крупных потребителей почти нет, и величина издержек ложится на обычных граждан. Поэтому и цена на ту же электроэнергию гораздо выше.

Кроме того, у нас страшная монополизация экономики. Поставщиком транспортных услуг является только ЗабЖД, по оказанию авиаперевозок - одна, две компании, которые пришли в Читу. По поставкам нефтепродуктов тоже одна-две компании. Тепло и электроэнергию генерирует пара станций.

При таком подходе монополист полноправно диктует цены. Да, есть антимонопольная служба, служба по тарифам. Но они не всегда могут решить проблему. Ведь при обосновании повышения цены монополист придумывает массу якобы экономических объяснений, никто других обоснований не предоставляет, сравнить его деятельность с другими нельзя - он один. Да и людям некуда деваться - все равно будут покупать. Особенно это касается Интернета, услуг мобильных операторов.

Разорвать круг неизбежного и зачастую неоправданного повышения цен может только экономический рост региона, появление на территории края производств и борьба с монополизацией рынка. 

   
   

Смотрите также: