Фото: Владимира Шпикалова |
Иркутск, 20 декабря – АиФ-ВС. В целом же по Иркутской области эффект от энергосберегающих мероприятий ежегодно может выражаться экономией в 3,5 - 4 миллиарда рублей, считает заместитель директора Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН Валерий СТЕННИКОВ.
Проблема энергосбережения вызвана не только ростом стоимости энергоресурсов, отмечает учёный. Даже если бы энергия была дешёвой, то беречь её надо хотя бы с точки зрения экономии природных ресурсов для будущих поколений: пока же мы фактически обкрадываем своих детей и внуков. Ещё один стимул - возможность избежать излишнего загрязнения окружающей среды. В свою очередь, это сокращает количество болезней, вызванных неблагополучной экологической ситуацией.
Гарантия на прибыль
- Энергосбережение подра-зумевает не только наведение порядка, но и переход на новые инновационные технологии, - говорит Валерий Стенников. - При минимальных затратах энергоресурсов создаются более комфортные условия для труда, быта и отдыха. Основная сложность заключается в том, что и организационные, и инновационные энергосберегающие мероприятия требуют значительных первоначальных финансовых вложений, но они гарантированно окупаются. В настоящее время до потребителя доходит лишь 35-40% того тепла, которое содержится в топливе. Чем больше сократим цепочку потерь, тем больше получим прибыли.
Что нужно делать, чтобы добиться эффекта? Создать на государственном уровне стимулирующую среду, которая выражается законами, гарантийными обязательствами, политикой тарифообразования, предоставлением кредитов, налоговыми льготами, а также жёсткими мерами контроля. Сейчас такой среды нет. Есть закон об энергосбережении, но он избирательный, считают в Институте систем энергетики, потому что направлен лишь на бюджетные организации, население, а коммерческую, промышленную сферу не затрагивает - что хотят, пусть то и делают. Вместе с тем, он должен распространяться на всех кто трудится и проживает на территории России.
- Другой недостаток - закон об энергосбережении излишне конкретизирован, - продолжает Валерий Стенников. - Ненормально, когда вкручивание и выкручивание лампочек регулируется нормами права, хорошо ещё, что по этому поводу в Конституцию поправки не внесли. И кто преподнёс президенту идею по энергосберегающим лампочкам? Уже сами наверху признают ущербность такого решения. Энергосберегающие лампы бывают разными: светодиодные без вредных веществ очень дорогие, поэтому покупают люминесцентные, содержащие ртуть, - они дешевле. Возникает проблема их утилизации.
Догнать Монголию
Некачественная законодательная база тормозит переход на энергосберегающие технологии. Отстаём даже от степной Монголии. Там уже наладили собственное производство солнечных батарей, они продаются по доступным ценам и сегодня имеются в каждой юрте. А мы всё «ковыряемся» с установкой теплосчётчиков. Речь идёт о 3 миллионах штук разных типов: на тепло, электроэнергию, воду, газ. Это только для населения Иркутской области. Цена вопроса - около 10 миллиардов рублей.
- Счётчики сам по себе не энергосберегающая мера, - отмечает заместитель директора Института систем энергетики. - Они просто дают представление о том, сколько мы потребляем, позволяют наладить цивилизованный учёт расхода энергоресурсов. Но изначально, согласно закону, обязанность на их установку возложили на собственников - население и организации. Тот же врач, вместо того чтобы лечить, должен бегать в поисках технического прибора для больницы. Я уже не говорю про собственников жилья - для них вопрос самоорганизации почти нерешаемый.
В итоге счётчиками сегодня оснащены менее половины потребителей Иркутской области. Это касается в первую очередь собственников жилья и бюджетных организаций, которых в Приангарье около 6 тысяч, из них порядка 700 - федерального и регионального подчинения, остальные - муниципальные. Если первые справились с поставленной задачей, то муниципальные учреждения ещё в начале пути.
Государство, пусть и с опозданием, но запустило разумный механизм - теперь энергоснабжающие компании сами будут покупать приборы учёта, а потом в течение пяти лет будут компенсировать свои расходы за счёт дополнительной платы к коммунальным услугам. Главное, что это снимает головную боль с собственников и бюджетного потребителя, но возникает вопрос доверия - не возьмут ли коммунальщики лишнего?
- Мы же не приходим со своими весами в магазин и не взвешиваем крупу, - отвечает Валерий Стенников. - То же самое должно быть и здесь. Вся наша жизнь построена на доверии.
Неоправданные потери
Львиная доля потребляемой энергии в Иркутской области приходится на промышленные предприятия. При этом их вклад в валовый региональный продукт меньше, чем у сферы услуг и торговли. Это значит, что Приангарье постепенно превращается в купеческий регион.
Купцы испокон веков умели считать деньги, поэтому усердно занимаются энергосбережением. За последние 6 лет затраты энергоресурсов в сфере торговли и услуг в Иркутской области сократились более чем в три раза - с 2,5 до 0,7 киловатт-часов на тысячу рублей произведённой продукции. А вот промышленность как тратила 30 киловатт-часов на тысячу рублей, так и продолжает тратить. Ни о каком энергосбережении и речи не идёт.
Ситуация тем сложнее, что промышленность потребляет почти 70% всей производимой в области энергии, тогда как сфера услуг и торговли лишь 2,4%. Сегодня энергоёмкость производства железной руды в Приангарье на 20% превышает российские показатели, в химической промышленности - превышение в 1,5 раза, в нефтепереработке - в 2,5-3 раза. Причина не столько в климате и географии, сколько в устаревших технологиях производства.
В теплоснабжении у нас потребляется больше топлива на единицу тепла, чем в среднем по России, отмечают в Институте систем энергетики имени Л.А. Мелентьева. Это напрямую связано с низким техническим уровнем систем и условиями их эксплуатации. Сверхнормативные потери топлива в Иркутской области - 30-35%. Миллионы тонн мазута, газа, угля и других видов топлива сжигаются понапрасну, бессмысленно и беспощадно загрязняя окружающую среду.
Даже если энергосбережение станет наипервейшей задачей для каждого собственника жилья, желаемого результата не будет, пока в процесс не вовлечена промышленность. Да и сами производители тепла и электроэнергии должны более активно заниматься энергосбережением. Например, хотя бы вести качественное обслуживание теплосетей: голые трубы в зимних условиях приводят к колоссальным теплопотерям и преждевременному износу трубопроводов.
При этом потребление горячей воды в городах Иркутской области при установленной норме в 105 литров в сутки на человека доходит до 170 литров. Отказ от излишек даст экономию тепловой энергии до 730 тыс. Гкал в год, что составляет около 30% от общего потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение. Велик и удельный расход холодной воды - 376 литров в сутки на человека (включая производственное потребление), что опять же во многом обусловлено низким техническим уровнем и неудовлетворительным состоянием водопроводных систем. По данным министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, наибольшие потери воды отмечаются в Братске (43% от поданного объёма), в Байкальске (37%), Свирске и Мамско-Чуйском районе (36%), в Усть-Илимске и Черемховском районе (33%).
Так что потенциал для энергосбережения в Иркутской области огромен. Многое зависит от совместных усилий производителей и потребителей тепла.
Языком цифр:
В 2011 году на энергосберегающие мероприятия в Иркутской области израсходован 191 миллион рублей, а 2012 году - 412 миллионов (из них 230 - внебюджетные средства).