Врачебный голод. Чем обернётся дефицит медиков в Приангарье?

Даже к участковому терапевту можно «стоять» в очереди до 3-х недель. © / Вера Никольская / Коллаж АиФ

«Приходите через месяц», «Могу записать вас только на 25 мая», «Терапевт на вашем участке заболел, перезвоните через пару недель» - такое жителям Иркутской области, желающим поправить своё здоровье, приходится слышать гораздо чаще, чем долгожданное: «Доктор уже принимает, проходите».    
   

Бой за доктора

- Я и не думала, что запись к обычному терапевту может превратиться в настоящий кошмар, - рассказывает иркутянка Наталья. - Сначала мне сказали, что такого врача на моём участке вообще нет, потом всё же записали. На 13 мая! Мне предложили ждать помощи почти полмесяца! Однако был и альтернативный вариант - попасть к доктору в первый час его работы, что в принципе невозможно, потому что за это время к врачу, у которого уже через полчаса начинается истерика, пытаются «прорваться» несчастные с острой болью, температурой и больничными листами. В таких очередях разворачиваются настоящие бои за внимание медиков, поэтому, чтобы не портить себе нервы, я пойду в платную клинику.

Очереди растут. Фото: АиФ / Алексей Юхтанов

Ситуация более чем типичная: пережив несколько стычек с регистратурой и коллегами по несчастью, потенциальные пациенты «потрошат» кошельки и уходят из бесплатных поликлиник к дорогим докторам, которые принимают без очередей и истерик.

Хотя винить врачей в таких случаях неправильно: они сами становятся заложниками ситуации. Так, по официальной информации регионального Минздрава, сегодня в Иркутской области не хватает более 2 тысяч докторов. При этом наибольший дефицит, как и следует ожидать, - в незаменимых терапевтах. Области нужны как минимум 400 таких специалистов. На втором месте «дефицитного рейтинга» - анестезиологи (343 человека) и педиатры (295), на третьем - акушеры-гинекологи (216) и хирурги (154).

Если верить министру здравоохранения Приангарья Николаю Корнилову, чтобы «покрыть» сложившийся дефицит, понадобится не меньше 10 лет. И это без учёта старения нынешних специалистов.

Медбабушки

- Средний возраст наших врачей - 50 лет, медсестёр и санитарок - 55, - объясняет главный врач Иркутской клинической больницы № 8 Жанна Есева. - Кадровый голод очень острый. Дошло до того, что каждый участковый терапевт у нас трудится на две ставки. Скоро ни к ребёнку, ни к взрослому с температурой приехать будет просто некому. И даже если случится чудо, и к нам вдруг придут работать молодые доктора, то мы вряд ли сможем заинтересовать их нашей зарплатой.

Молодежь не выдерживает работы в тяжелых условиях. Фото: АиФ / Юлия Лукашенко
Владимир Новожилов

С коллегой соглашается и Владимир Новожилов, главный врач Ивано-Матрёнинской детской клинической больницы. По его словам, люди, которым уже по 65-70 лет, вынуждены дежурить в больницах не только для того, чтобы обеспечить свою семью, но и потому, что иначе было бы невозможно «закрыть» дежурство.

   
   

- Вопрос привлечения молодых медиков будет одним из важнейших в ближайшие 10 лет, - поясняет он. - Когда ко мне приходят студенты-шестикурсники, мне стыдно говорить, что Иркутск не предоставляет ничего, чтобы им было удобно жить и работать. Но это действительно так: чтобы начинающему специалисту содержать семью, ему придётся «вкалывать» целыми сутками, не выходя из больницы. Но самая главная проблема - у молодых нет жилья, и мы не можем им помочь его приобрести. Действительно, если начинающие врачи на селе ещё получают какие-то преференции от государства (например, уже несколько лет в области работает программа «Земский доктор», по которой 187 молодых специалистов получили по миллиону рублей подъёмных), то иркутянам не помогает никто.

Администрация Иркутска считает, что такая ситуация сложилась во многом «благодаря» реформе: с этого года всё городское здравоохранение передали на уровень субъекта. В результате если раньше чиновники мэрии могли выделять деньги на помощь медикам, то теперь не могут. Областной минздрав же уверен, что такие полномочия у города до сих пор есть. Таким образом, проблема буквально повисла между двумя уровнями власти, и поэтому не решается.

Кстати:
По данным минздрава Иркутской области, в 2013 году на одного врача приходились 2,5 тысячи потенциальных пациентов, что на 300 человек больше, чем в 2012 году. Однако Николай Корнилов уверен, что обеспеченность врачами снизилась только из-за того, что статистика перестала учитывать в числе практикующих медиков ординаторов, интернов и аспирантов. Если же говорить о среднем медперсонале, то на одну медсестру год назад приходилось чуть больше тысячи человек. И эта цифра тоже растёт.

Интересно, что даже несмотря на резкое сокращение полномочий, в иркутской мэрии до сих пор продолжает работать целый департамент здравоохранения. В пресс-службе пояснили, что его сотрудники «не занимаются здравоохранением напрямую, а организуют медицинские посты в школах и проводят профилактику болезней». Однако зачем для таких целей нужна такая крупная структура, не совсем ясно. Получается как всегда: врачей не хватает, зато чиновников слишком много.

Образование хорошее, зарплата - нет

Сами студенты медицинских вузов, кажется, отлично понимают в какую «авантюру» ввязались. Многие из них к шестому курсу ответственно заявляют, что специальность «врач» останется у них только в дипломе.

- Знаю несколько примеров, когда нынешние выпускники говорят, что дальнейшая их жизнь не будет связана с медициной в принципе, - делится Карина, студентка Иркутского медуниверситета. - В самом деле, что может предложить обычная больница? Огромное количество тяжёлой работы с маленькой зарплатой. Да и большинство обывателей в последнее время относятся к людям в белых халатах как к обслуге, а не как к тем, кто спасает жизни. Уверена, больше половины выпускников рано или поздно уходят из профессии.

Молодые врачи не готовы отдавать жизнь медицине задаром. Фото: www.russianlook.com

Мнение студентки отлично иллюстрирует статистика: в прошлом году Иркутский «мед» выпустил 371 специалиста, до работы же дошли только 215 - чуть больше половины. Осознавая, что часть выпускников по дороге от вуза до больницы где-то «теряется», университет вместе с минздравом провёл анкетирование, чтобы выяснить, что наиболее сильно интересует выпускников при выборе работы. Под опрос тогда попали 450 человек. Результаты исследования вряд ли могут показаться неожиданными: 61% опрошенных назвали приоритетным заработную плату, 17% - жильё, 11% - условия работы (здание, оборудование, обеспечение лекарствами), 7% - социальную поддержку (выплату подъёмных) и лишь 4% - инфраструктуру населённого пункта. Вот и получается, что по большому счёту многим докторам неважно, где именно им придётся работать - лишь бы платили.

Комментарий

Семён Пинский, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, почётный гражданин Иркутска

Семен пинский

- Для того чтобы попасть к терапевту, нужно прождать 2-3 недели, к узкопрофильному специалисту - и того дольше. Именно это должно беспокоить власть в первую очередь. Сегодняшняя трагедия - в кадрах. Врачи работают на 2-3 ставки, пытаются совмещать разные специальности, чтобы хоть как-то поднять свою зарплату. Они приходят домой только ночевать. Но когда им воспитывать детей? Заниматься домом?

Когда мы говорим о том, что средняя заработная плата врачей в России - 40 тысяч рублей, а остального медперсонала - 23 тысячи, мы лжём. Базовый оклад медработника сегодня - 7-8 тысяч. Именно поэтому 30% выпускников медвузов нашей страны вообще не приступают к работе по специальности, а часть - уходит в платную медицину.

Кстати о деньгах. В одном только Иркутске мы развели столько платных лечебных учреждений, что становится страшно. Лицензии выдаются направо и налево, но за качеством услуг практически никто не следит. В каждом подъезде у нас - кабинет УЗИ, где за 5 минут вас обследуют с головы до пят. Развивать такой бизнес очень просто - там больные не умирают, именно поэтому многие идут в узисты, в эндоскописты, стоматологи и дерматологи. И по этой же причине мало кто из выпускников хочет работать хирургом или анестезиологом.

Дальше будет хуже. Если мы продолжим действовать, как сейчас, то никогда не решим кадровую проблему. Прежде всего, нужно дать врачам нормальную зарплату и жильё - тогда ситуация выправится сама собой.

Смотрите также: