В опасной близости
На складе находилось более 4 тысяч условных вагонов противопехотных, противотанковых и морских мин, тротила и инженерных средств взрывания. Все это не устаревает до тех пор, пока тротил под воздействием внешней среды не потеряет своих взрывчатых свойств. Боеприпасы свозили в Большую Туру десятилетиями и хранили на случай войны. Особенно активно арсенал пополнялся, когда из стран соцлагеря стали выводить советские войска. Мины свозили отовсюду, но в большей степени – из Монголии. В 80-е годы помещений для хранения мин не хватало, и их сгружали даже под открытым небом.
- Пожар, подобный нынешнему, мог возникнуть еще в 1992 году, когда при сильном северо-западном ветре огонь вплотную подошел к складам, - рассказывает Леонид Валов, заместитель начальника департамента ГО ЧС администрации Читы, в прошлом - начальник инженерных войск СибВО. – Но тогда это был низовой пал, к тому же поднятые по тревоге 600 военнослужащих находившейся рядом инженерно-саперной бригады и личный состав военной базы ГСМ сумели предотвратить проникновение огня на склады.
На этот раз пожар, пришедший со стороны поселка Дарасун, был верховой.
- Возгорание склада могло произойти только при очень большой температуре, интенсивном огне и сильном ветре, - считает Леонид Валов. - От леса хранилище боеприпасов защищено тремя кордонами колючей проволоки и зоной безопасности стометровой ширины, половина которой – сплошная минерализованная полоса. Но горящие «головешки» во время лесного пожара способны отлетать на 200 метров.
Эвакуация была стихийной
Первые взрывы раздались вечером 29 апреля. В этот день жители Большой Туры, как и по всей стране, отмечали Радоницу, поминали усопших. После посещения кладбища пенсионерка Зинаида Ивановна Путинцева проводила родственников домой, в Карымскую, а поздно вечером отдыхала у телевизора.
- Вдруг как грохнет что-то под окном, - рассказывает Зинаида Ивановна. - Я обернулась, а окна нет, у моих ног образовалась куча стекла. Еще увидела страшный огонь во дворе и от страха чуть не потеряла сознание.
Накинув на себя первое, что попало под руку, пенсионерка выбежала во двор. У дома была частично разрушена крыша. Но думать об этом было некогда. Сосед подсказал бежать к реке, где под яром можно было укрыться от взрывов и пробраться к дороге. При каждом новом взрыве падали на землю, как при бомбежке. Потом вставали и снова шли к дороге. Более тысячи жителей поселка выбирались как могли.
-Никто не командовал эвакуацией, - подчеркивает Зинаида Ивановна. – На дороге нам попался водитель на большом военном грузовике, но у него были проблемы с топливом, и машина долго не заводилась. Потом кто-то сказал, что нужно идти к солдатской казарме, и туда подадут автобусы. Но никаких автобусов не было.
Так, по словам женщины, прошло два часа, пока она наконец не остановила попутку и не уехала в Дарасун.
По официальным данным, на военном складе в Большой Туре произошло более 20 взрывов. Хотя, по словам очевидцев, вспышек было гораздо больше. Начальник склада подполковник Виталий Пан, спасая своих подчиненных, сел за руль автомобиля и попытался вывезти их из горящего склада. Однако рядом с машиной прогремел взрыв, унесший жизни сразу восьмерых человек.
Всего погибли 11 человек. Среди них несколько женщин. У одной из них остались четверо детей. 17 человек получили ранения и ожоги различной степени тяжести, а шесть – пропали без вести. Среди них - военнослужащие по контракту и четыре гражданских сотрудника военизированной охраны.
Ходить здесь все еще опасно
Оперативный штаб, созданный с привлечением сотрудников Минобороны, МВД, МЧС, работает по сей день. Саперы продолжают поиски невзорвавшихся боеприпасов и разминирование территории вокруг поселка. Между рекой Ингодой и очагами лесных пожаров в окрестностях Большой Туры курсируют пожарные вертолеты. В тушении пожара также принимают участие специальные роботы - «Ель-4» и «Ель-10». В Карымском районе побывала спецкомиссия во главе с замминистром обороны России Дмитрием Булгаковым.
Проезд в Большую Туру по-прежнему перекрыт, в нее пускают только возвращающихся местных жителей, но для журналистов «АиФ» сделали исключение. Мы словно побывали в режимной зоне. На каждой улице дежурят экипажи ППС, которые следят за передвижением граждан и не пускают их на необследованные саперами участки.
Как нам рассказали, межведомственная комиссия, созданная в правительстве Забайкальского края, подсчитывает ущерб, нанесенный поселку. Несколько жилых домов признаны непригодными для ремонта. Такой же вердикт вынесен в отношении школы, которая лишь год назад была капитально отремонтирована. Но сейчас в ней разрушена крыша, а в стенах имеются сквозные проломы.
Добавим, что в Забайкальском крае объявлен сбор денег и вещей для эвакуированных жителей Большой Туры.
Смотрите также:
- Последствия аварии в Читинском районе устранены не полностью →
- Слёзы Туры. Лесной пожар стал причиной трагедии →
- Полицейский спас людей на пожаре в Приангарье →