Школьные автобусы Приангарья работают незаконно

   
   

Но при этом чиновники не уточнили, все ли образовательные учреждения имеют лицензии на организацию пассажирских перевозок.

Глава Госавтонадзора по Иркутской области Валерий Елизаров утверждает, что таковыми могут похвастать только школы Куйтунского района, в остальных муниципальных образованиях подвоз учеников осуществляется, по сути, незаконно.

- Лицензия - это разрешительный документ. Он также обязателен перевозчикам, как, например, охотнику - разрешение на оружие. Ведь речь идёт о жизни и здоровье детей, - поясняет Валерий Елизаров.

На сегодняшний день в Приангарье 336 школ осуществляют ежедневную организованную доставку к месту обучения 14,5 тысяч школьников из 771 населённого пункта. При этом 321 общеобразовательное учреждение (95,5%) имеет собственный транспорт - всего 372 автобуса.

Не вина, а беда

- Возможно, техническое состояние этих машин в порядке и за рулём не разгильдяи, - говорит и.о. начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора региональной Госавтоинспекции Татьяна Шишкина. - Проблема в другом: нет квалифицированных специалистов, которые смогли бы грамотно организовать перевозку детей. Не везде проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителей. Это только кажется, что приобрёл технику, сел и поехал. К транспортировке школьников предъявляются строгие требования. Их перечень занимает два листа. Нарушение любого из пунктов может привести к страшным последствиям.

Прежде чем школьный автобус сделает первый рейс, водители и специалисты по организации перевозочного процесса, которые должны быть в каждой школе, обязаны пройти обучение. На основании аттестации и результатов проверки автопарка выдаётся лицензия. Стоимость её составляет 2,6 тысячи рублей. По сравнению с затратами на приобретение и содержание автобусов - копейки. Например, Куйтунскому управлению образования оформление лицензий для всех школ, занимающихся перевозкой детей, обошлось в 52 тысячи рублей.

   
   

- К сожалению, несмотря на наши неоднократные обращения, это единственный район в Иркутской области, который представил в Госавтоинспекцию все документы на оформление лицензий, - подчёркивает Валерий Елизаров. - Конечно, здесь не вина школ, а их беда. Не хватает ни квалифицированных специалистов, ни средств на решение этих проблем. Можно представить, каково директорам школ: и не возить нельзя, и возить опасно. Выкручиваются, как могут. Областное правительство, радостно вручая ключи от новых автобусов, забывает о том, что также должно обеспечить финансирование на обучение водителей и специалистов, ответственных за перевозку детей.

Школы не в курсе

В Госавтоинспекции понимают, что школы - бюджетные учреждения, поэтому пока не принимают никаких категоричных мер. Между тем в муниципальных управлениях образования разводят руками в ответ на вопрос: «Почему до сих пор нет лицензии?» Оказывается, там ничего не знают о необходимости её оформлять!

- Я первый раз об этом слышу, - удивляется и.о. начальника управления образования администрации Тайшетского района Ирина Сурминок. - По крайней мере, входящих документов, предписывающих оформлять лицензию в Госавтоинспекции, мы не получали.

Между тем ежедневно 15 автобусов собирают из 38 населённых пунктов района 450 школьников и развозят их по 18 образовательным учреждениям. В соседнем Нижнеудинском районе доставляют в школу и обратно 658 учащихся из 63 деревень.

- Не знаю, какая лицензия имеется в виду, но перевозка школьников у нас осуществляется согласно всем требованиям и нормам, - с уверенностью заявляет начальник управления образования администрации Нижнеудинского района Валентина Бихневич. - В каждой школе есть специалист, ответственный за безопасность дорожного движения при транспортировке учеников. Все они, а также водители в феврале 2009 года прошли специальное обучение. Шоферы имеют непрерывный стаж не менее трёх лет и в обязательном порядке осматриваются медиками перед выходом на маршрут. Кроме того, раз в месяц директора школ отчитываются об организации перевозок на общем собрании.

Примерно такие же ответы звучат и от руководителей управлений образования других районов: обучение водителей ведётся; требования безопасности, предъявляемые к школьным автобусам, соблюдаются; о лицензии слышать не слышали.

Остаётся только удивляться, почему между работниками образования и сотрудниками регионального Госавтонадзора такое непонимание. Смешно. Хотя безопасность детей - дело вовсе нешуточное…

Кстати:

Требования по безопасности школьных автобусов определяются ГОСТом 51160-98 «Автобусы для перевозки детей». В нём прописаны технические детали: какой формы должны быть сиденья, как устроена задняя стенка машины, отсутствие стоячих мест и прочее. Кроме того, автобус должен быть обозначен знаком «Перевозка детей». Водитель обязан иметь непрерывный стаж работы по категории «Д» не менее трёх лет. Перед отправкой на маршрут ему необходимо пройти медосмотр. Общая продолжительность движения автобуса должна составлять не более 40 часов в неделю. Скорость движения выбирается произвольно, в зависимости от состояния дорожного полотна, но не более 60 километров в час. Техническое состояние дороги должно удовлетворять дорожному ГОСТу. Регулярно - два раза в год - школьный автобус должен проходить технический осмотр.

Смотрите также: