Крупномасштабное наводнение. Так сухой язык официальных документов называет страшнейшую ситуацию, которая сложилась в Приамурье этим летом. О том, может ли повториться «амурская» катастрофа в Иркутской области, и насколько вообще возможно спрогнозировать подобный паводок, «АиФ-ВС» рассказала Наталья КИЧИГИНА, кандидат географических наук, научный сотрудник лаборатории гидрологии и климатологии Института географии имени В. Б. Сочавы СО РАН.
Выше планки
В этом году на Амуре случилось одно из сильнейших наводнений за всю историю инструментальных наблюдений. Уже сейчас уровень воды в реке превышает исторический максимум почти на 2 метра. По словам учёных, причиной катастрофы стали ливневые дожди, которые охватили весь бассейн Амура и продолжались в течение двух месяцев.
- По данным наблюдений на метеорологических станциях Росгидромета, количество осадков в Амурской области к началу августа превысило годовую норму, - говорит Наталья Кичигина. - Анализ синоптической ситуации показал, что к началу июля над Приамурьем сформировалась стационарная высотная фронтальная зона, вдоль которой в течение двух месяцев один за другим перемещались насыщенные тропической влагой циклоны. Собственно, это и послужило основной причиной того, что мы видим сейчас. В Хабаровске сформировался выдающийся максимальный расход воды, повторяемость которого оценивается, как один раз в 200 – 250 лет. Сами понимаете, насколько это редкий паводок.
Между тем, такие паводочные наводнения - одни из самых сложно прогнозируемых в отличие от половодных, которые происходят весной во время таяния снега, или заторных, когда вода в реке разливается из-за нагромождений льда, перекрывающих русло.
- Все заторно опасные участки заранее известны, поэтому мероприятия по снижению риска, по разрушению заторов обычно проводятся заблаговременно. Половодные наводнения прогнозируются в основном по количеству снега, сформировавшегося к концу зимнего периода на бассейнах. Что касается паводков, то их предсказать сложнее, потому что прогноз паводочных наводнений зависит напрямую от прогноза осадков, а надёжно спрогнозировать осадки в настоящее время достаточно сложно, - подчёркивает научный сотрудник.
В зоне риска
Как говорят учёные, для Иркутской области летние дождевые паводки тоже характерны. Они наиболее опасны, так как на нашей территории они часто повторяются, быстро формируются, и могут охватывать большие площади.
Если говорить о регионе в целом, то такому неблагоприятному влиянию экстремальных наводнений, которые могут создать чрезвычайные ситуации, подвержены многие реки и населённые пункты Приангарья. Так, опасности затопления подвержены более 220-и населённых пунктов, в том числе города областного подчинения такие, как Тулун, Киренск, Нижнеудинск, Усть-Кут, Черемхово, Зима, Ангарск. Кроме того, потенциальной «жертвой» большой воды является и областной центр. По словам Натальи Кичигиной, самая большая угроза в Иркутске исходит не от Ангары - дочь Байкала зарегулирована сразу четырьмя плотинами ГЭС, поэтому на ней наводнения обычно отсутствуют.
- В случае такой экстремальной ситуации, какую мы наблюдаем в Приморье, режим сработки водохранилищ должен, наоборот, оказать смягчающее влияние на прохождение паводка. Поэтому в Иркутске основная опасность исходит не от Ангары, а от реки Иркут, - поясняет Наталья Кичигина.
Напомним, из-за ливня в июле прошлого года затопило центральную улицу Иркутска, но такой сюрприз природы не испортил настроения горожанам, а подтолкнул их к занятию спортом.
По данным экспертов, общая площадь зоны затопления Иркутска при прохождении такого паводка составляет 4,935 тыс. га. Из них большая площадь, около 50%, может быть затоплена Иркутом, меньшая - Ангарой, Ушаковкой, реками Топка, Кая. Правда ученые уверены, что такие наводнения случаются не чаще чем раз в сто лет.
В качестве разрушительного примера учёные приводят наводнение, которое случилось летом 1971 года. Тогда уровень воды в Иркуте поднялся на 7 метров. В районе Иркутска оказались затопленными посёлки Затон, Селиваниха, а также частный сектор на окраинах города, и Шелехов.
Такой же паводок, правда, немного в меньшем масштабе, повторился в Иркутске в 2001 году, когда в Ангаре значительно поднялся уровень воды, и разлившийся Иркут затопил микрорайоны Кирова, Мельниково, посёлок Селиваниху, а также окраины города. Кроме того, пострадали частный сектор, садовые участки. Тогда было затоплено более 600 жилых домов, более 800 дачных участков.
- Паводки у нас случаются время от времени, они были, и будут происходить, - комментирует Наталья Кичигина. - Случится ли наводнение в таком масштабе, какой мы видим в Приамурье, сказать сложно. Что может затопить при таких паводках, тоже сейчас сказать нельзя, потому что рек в области много, и каждая из них может повести себя непредсказуемо. Хотя зоны затопления, в районе, скажем, населённых пунктов, особенно таких крупных, как Иркутск, известны и выделены.
При этом, как уверяют эксперты, вся застройка в городах проводится в соответствии с существующими нормами и требованиям. В водоохранных и выделенных паводкоопасных зонах вводятся ограничения хозяйственной деятельности - строить там нельзя.