Поправки в бюджет Приангарья на 2011 год «споткнулись»

   
   

Депутаты Заксобрания усомнились в обоснованности трёх расходных статей и попросили областной минфин представить дополнительные разъяснения к мартовской сессии. В результате главный финансовый документ был принят лишь в первом чтении, а не в окончательной редакции, как планировалось.

Москва не обманет

Первая сумма, вызвавшая массу вопросов, - 338 млн рублей. Эти средства предлагается включить в расходную часть бюджета, чтобы направить на корректировку технического проекта Богучанской ГЭС (хотя изначально на проведение этих работ требовалось 157 млн, - Авт.). Если же Иркутская область не представит актуализированный документ до 1 апреля, то лишится федерального финансирования. Речь идёт о 844 млн руб., уже заложенных в госказне. При этом все затраты, которые понесёт региональная казна, по словам министра финансов Алексея Зезули, будут компенсированы.

- БоГЭС – это частный проект, и доли области там нет. На основании чего нам возместят расходы? Есть ли договор с Минрегионом России на возврат средств? Какие официальные документы дают нам юридическую возможность включать их в наш бюджет? – недоумевал вице-спикер ЗС Геннадий Истомин.

Исчерпывающих ответов на все вопросы не прозвучало, однако областные чиновники выразили уверенность, что Москва нас не должна обмануть.

Бульдозер против подводных камней

Не менее бурную дискуссию вызвали 5 млн руб., предназначенные для формирования уставного капитала так и не созданной Байкальской пригородной пассажирской компании. Сейчас он утверждён в размере 100 тыс. руб., и никаких документальных решений об увеличении суммы в парламент не поступало. С начала года функции перевозчика выполняет ОАО «КрасПригород». Вместе с тем, как стало известно на сессии, с 10 марта ВСЖД вынуждена будет ограничить на 50% парк подвижного состава, предоставляемый в аренду красноярцам, а с 30 марта – обслуживание населения транспортом в пригородном сообщении и вовсе может прекратиться, перед самым-то началом дачного сезона! Дело в том, что руководство красноярской компании не готово нести колоссальные убытки от данного вида деятельности. По году они могут составить свыше 1,8 млрд руб., тогда как в бюджете области в качестве компенсации предусмотрено всего 100 млн, которые не покроют выпадающие доходы и по итогам одного месяца. В этой связи начальник дороги Анатолий Краснощёк подготовил депутатский запрос, в котором попросил губернатора в 15-дневный срок представить разъяснения о дальнейшей организации перевозок. Подписи под документом поставили 26 депутатов. Тем временем недавно назначенный министр экономразвития области Сергей Аникеев пытался убедить коллег в том, что процесс организации пригородной компании – не из лёгких, здесь много подводных камней, иначе бы такие структуры мгновенно появились во всех регионах.

- Разгребайте подводные камни, надевайте акваланг и вперёд, работайте, бульдозер мой, который подарите, используйте, но вопрос надо решить, - ответил один из инициаторов «пригородной» темы Геннадий Истомин, напомнив о том, что глава региона обещал ему подарить бульдозер, если компания не будет создана до 1 января 2011 года.

   
   

И, наконец, третьим камнем бюджетного преткновения стал вопрос о выделении ещё 46 млн руб. на строительство завода по розливу питьевой воды в посёлке Култук Слюдянского района – проект реализуется в рамках федеральной программы поддержки моногородов. Как пояснил Алексей Зезуля, деньги пойдут на развитие сопутствующей инфраструктуры, которая затем перейдёт в собственность региона – таково главное условие для получения средств из госказны. Однако парламентарии усомнились в том, что удастся обеспечить заявленный сбыт продукции, да и проблему занятости в Байкальске предприятие, расположенное в 60 км от города, вряд ли решит.

«Хотелок», как и резервов – предостаточно

Помимо этого, депутаты заметили, что вносимые поправки не предусматривают выделения дополнительных средств на поддержку сельскохозяйственного производства. А ведь планировалось при первом же «перекраивании» бюджета уделить первостепенное финансовое внимание именно этой отрасли. Впрочем, как отметил Алексей Зезуля, отбор инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса продолжается, да и допдоходов пока нет, так что помочь сельскому хозяйству можно будет не ранее следующей корректировки главного финансового документа. Хотя уже сегодня сумма «хотелок» в 3-4 раза превышает прогнозный объём дополнительных поступлений.

Кстати, о том, как повысить доходный потенциал консолидированного бюджета Иркутской области, рассуждали эксперты в ходе правительственного часа, организованного в рамках сессии. На сегодняшний день, по информации замруководителя управления Федеральной налоговой службы по региону Елены Журавлёвой, среди регионов СФО мы занимаем четвёртое место по уровню промышленного производства и объёму налоговых доходов. При этом возможностей для наращивания собственных доходов – предостаточно. Так, большим успехом пользуются совместные рейды налоговых инспекторов и сотрудников ГИБДД, акция «Узнай свою задолженность».

- В результате этой неформальной работы в прошлом году мы впервые вышли на снижение недоимки по транспортному налогу, - отметила Елена Журавлёва. – Плодотворно работает комиссия по легализации заработной платы. Так, в минувшем году 1700 работодателей подняли зарплату своим сотрудникам до среднеотраслевого уровня. А силами другой комиссии активно ведётся работа с убыточными предприятиями, по итогам которой удалось списать 2 млрд руб. убытков и начислить 850 млн по налогу на прибыль. Впрочем, только усилиями налоговой службы образ добросовестного налогоплательщика сформировать невозможно, уверена Елена Журавлёва, а потому показывать пример здесь должны представители органов власти и работники бюджетной сферы.

Есть резервы и в части увеличения отчислений по земельному и имущественному налогам. В прошлом году в регионе было собрано 3,8 млрд руб. при максимально возможных 6,5 млрд. По мнению заместителя руководителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Юрия Вахрина, это связано с тем, что 40% земельных участков, находящихся в пользовании жителей региона, не оформлены должным образом. В частности, отсутствует правоустанавливающая документация, а значит, не платится налог. Помимо этого, около 80% земель сельхозназначения не имеют хозяев. По мнению эксперта, решением проблемы может стать только упрощение процедуры оформления земли в собственность.

- После 90-х годов органы местного самоуправления, имеющие право выделять участки под индивидуальное строительство, перестали их формировать. С тех пор гражданин сам ходит по кругу многочисленных согласований. Ходит год-два, не доходит до регистрации права, участком пользуется, а документы на полке лежат, - отметил Юрий Вахрин.

Правительство же области делает акцент на повышение налоговой отдачи от вертикально-интегрированных компаний, действующих в регионе, предлагает отказаться от предоставления бизнесу налоговых льгот в случае отсутствия финансового или социального эффекта от реализуемых проектов, а также видит существенный рост доходов в улучшении администрирования налогов, взимаемых с граждан.

Все озвученные предложения предполагается объединить в единый план, за реализацией которого депутаты намерены пристально следить в течение всего года.

Смотрите также: