Решалась судьба бюджета и пригородной компании.
Барабанная дробь
С отчётом о перспективах появления компании, призванной с 1 января 2011 года осуществлять в Иркутской области пригородные пассажирские перевозки, в зал заседаний ЗС пришёл губернатор Дмитрий Мезенцев. Рамочное соглашение об учреждении данного акционерного общества было подписано 8 сентября в рамках БЭФа, однако дальше этого процесс не пошёл. «Броситься как в омут в работу», по словам главы региона, областным властям не позволила масса нерешённых вопросов. Например, до сих пор нет чётких данных о количестве перевозимых пассажиров, в том числе льготников. Поставить точку в спорах на «пригородную тему», по мнению губернатора, можно будет по итогам переговоров с первым вице-президентом ОАО «РЖД» Вадимом Морозовым, который 28-29 декабря посетит Иркутск. Однако с 1 января компания вряд ли заработает, считают депутаты, ведь на её организацию потребуется минимум полгода. Функции перевозчика, скорее всего, продолжит выполнять ВСЖД, которая запросила в качестве компенсации за выпадающие доходы более 900 млн руб., тогда как в бюджете-2011 «лежит» лишь 100 млн.
- Сумма заложена условно и обозначает нашу безусловную готовность покрывать расходы железной дороги с учётом плановой убыточности пригородных перевозок. В течение года объём средств будет уточняться, - пояснил губернатор. - Правда, нам не совсем понятно увеличение затрат ВСЖД в этом году в 3,5 раза по сравнению с прошлым, при неизменном пассажиропотоке. Мы не можем под барабанный бой ставить подписи, которые завтра станут угрозой для бюджета и для наших людей.
Но такую цифру подтвердила региональная служба по тарифам, и у дороги есть все основания требовать выплат, вплоть до судебных исков. И если в следующем году регион ещё может рассчитывать на помощь госказны, где заложено 25 млрд руб. на поддержку вновь создаваемых транспортных компаний (от области подана заявка на 942 млн), то в 2013-м компенсировать убытки придётся только за счёт собственных ресурсов.
Как бы профицит
Бюджет-2010, который после внесения очередных изменений стал профицитным (доходы - 75,03 млрд руб., расходы - 73,4 млрд), интригует. Под конец года, как выразился депутат Владимир Матиенко, «вдруг вывалилось 5 млрд рублей». Речь идёт о дополнительных налоговых поступлениях, львиную долю в которых занимает налог на прибыль - 4,3 млрд руб. Подобные бюджетные сюрпризы для Приангарья не редкость, отметил временно замещающий должность министра финансов Алексей Зезуля:
- Два года подряд в последние месяцы мы получаем до 30% годовой суммы. Дело в том, что налог на прибыль является авансовым. Только в конце года, как правило, собственник решает, с какими финансовыми показателями он выйдет. При этом большие суммы подлежат возврату. Так, из поступивших 4,3 млрд в качестве переплаты заявлено уже 700 млн, в прошлом году мы вернули предприятиям 1,7 млрд. Я не вижу иного механизма, кроме как работать с крупными плательщиками по уточнению их прогнозов. Таким образом, сложившийся профицит, скорее, является техническим - лишь к 1 июня мы будем точно знать, сколько денег на самом деле останется в областной казне.
Ещё одно значимое изменение связано с межбюджетными трансфертами. На эти цели до конца года решено направить ещё 622 млн руб. в следующей пропорции: 70% - в виде дотаций на сбалансированность местных бюджетов и 30% - в качестве премий для самых работящих МО. Такую методику и аудиторы КСП, и парламентарии назвали вынужденной мерой, подчеркнув нелогичность подхода: территориям, наращивающим кредиторку, мы даём больше, чем тем, кто изо всех сил «пашет», чтобы её не допустить.
Между тем на смену профициту почти в 1,6 млрд в будущем году придёт традиционный, хотя довольно скромный дефицит - 252 млн. И вновь основные усилия будут брошены на поиск источников для повышения собственного доходного потенциала.