Иркутск, 17 января – АиФ-ВС. Мы, конечно, теперь в федеральном тренде, как говорится, однако к показателям на 2014-2015 годы, особенно по доходам, надо относиться как к весьма и весьма условным.
Сегодня с учётом нестабильной экономической ситуации на мировых рынках, в стране и регионе, заглядывать даже на несколько лет вперёд – занятие неблагодарное. Зато можно определить базовые векторы развития муниципальных образований и попробовать увязать их с ресурсами «главной копилки», которые выделяются по целевым программам. Правда, пока и это не сделано в полной мере. О плюсах и минусах «трёхлетки» для Приангарья корреспондент «АиФ в ВС» побеседовала с экспертами в сфере бюджетной политики.
Да здравствует предсказуемость!
Итак, первый и один из главных положительных моментов «длинного» бюджета – уточнение социально-экономического прогноза на период до 2015 года.
- Это заставило профильных специалистов посмотреть, насколько прогноз соответствует принятым программам, стратегии развития территории в целом, - считаетвице-спикер парламента Приангарья, член бюджетного комитета Геннадий Истомин. – Нам важно понимать, какие проекты собираются реализовывать в регионе вертикально-интегрированные компании, как будет использоваться наш природно-ресурсный потенциал, каковы условия для малого и среднего бизнеса, будет ли меняться лесное законодательство и так далее. В рамках трёхлетнего бюджета минэкономики должно чётко определить точки роста для каждого муниципалитета. Сегодня, увы, мы этого не видим. Причина, на мой взгляд, в том, что совсем недавно у нас появился промышленный блок министерств, а вместе с ними и новая команда исполнителей.
Кроме того, трёхлетнее планирование, по мнению заместителя начальника департамента финансов администрации Иркутска, кандидата экономических наук Ирины Заниной даёт возможность вести деловой диалог с предпринимателями и потенциальными инвесторами при реализации проектов с бюджетным участием. Да и учреждения получают представление о сумме казённых денег, которую планируется направить на обеспечение государственного или муниципального заказа (на предоставление ими услуг гражданам). А что касается местных предприятий, выполняющих работы для госнужд, допустим, в дорожной сфере, то они смогут строить среднесрочные планы по заключению контрактов, заранее готовясь к выходу на торги.
Но при этом, когда мы говорим о доходах 2014-2015 годов, то должны понимать: цифры эти будут сильно меняться. Ведь даже первоначальный вариант «короткого» бюджета серьёзно отличается от своей финальной версии. Так, к примеру, за 2011-й доходная часть выросла на 30 миллиардов рублей, а за прошлый год – на 20 миллиардов.
Серьёзные прибавки формируют в основном поступления из госказны в виде субсидий – средства по федеральным программам распределяются традиционно по итогам первого квартала. Кроме того, в конце года происходит уточнение прогноза поступлений налога на прибыль от крупных компаний, зачастую в сторону увеличения запланированных сумм. Да и минфин редко подходит оптимистично к процессу наполнения «главной копилки» области, дабы избежать неисполнения обязательств, случись что. Тут уж, как говорится, лучше «перебдеть».
- За пятилетие мы практически удвоили собственные доходы. И это притом, что, откровенно говоря, экономикой-то всерьёз не занимались, и не было «бюджета развития» (это составная часть капитальных затрат, обеспечивающих инновационную и инвестиционную активность области, - авт.), - подчеркнул Геннадий Истомин.
«Социалка» против «бюджета развития»
Рассуждающие о расходах чиновники любят подчёркивать: принимаемый бюджет является социально ориентированным. Но ведь он другим быть в принципе не может, поскольку кроме государства никто не взвалит на себя поддержку незащищённых слоёв населения, которые не в состоянии самостоятельно себя обеспечивать (а в нашей области почти каждый второй пользуется теми или иными льготами), и содержание учреждений соцсферы. Да и средства на зарплаты огромной армии бюджетников областная власть, выступающая в роли работодателя, обязана предусмотреть в казне. В итоге удельный вес расходов на «социалку» в 2013-м достигнет 66%!
- Здесь необходим вдумчивый и взвешенный подход к установлению видов и объёмов соцгарантий для граждан, а также требуется соблюдение баланса между социальной частью бюджета и «бюджетом развития», - уверена Ирина Занина.
Одним из способов перераспределения денег на это самое «развитие», причём с возможностью просчитать эффективность каждого вложенного рубля, считается программно-целевой метод. Он предусматривает системное планирование финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными целевыми программами. В регионе поставлена цель довести долю таких бюджетных расходов до 70%. Вместе с тем по итогам прошлого года мы имели всего 20%, хотя затраты на долгосрочные программы за последнюю пятилетку росли стремительно: с трёх до двадцати миллиардов рублей.
Справимся без Федерации?
Кстати | |
---|---|
Основные источники пополнения казны Приангарья:
Налоговые и неналоговые доходы – 91%. В том числе налог на прибыль организаций – 43%, НДФЛ – 28%, налог на имущество организаций – 13%. |
Интересно, как же будет «вести себя» областной бюджет в будущем? Сможем ли мы преодолеть психологическую планку в сто миллиардов и вернуть себе статус региона-донора? Специалисты сходятся во мнении, что это вполне реальная перспектива. Конечно, огромным бюджетом-2012 (с доходами 95,6 мдрд и расходами 99,4 млрд руб.) Приангарье во многом обязано нефтегазовому комплексу, хорошо сработали добывающие компании. Неплохо, по оценкам вице-спикера, развивалось у нас машиностроение, в основном благодаря авиазаводу, увеличились объёмы сельхозпроизводства, тогда как лесная и строительная отрасли продемонстрировали достаточно медленные темпы. Но ведь природные ресурсы не вечны, да и с экспортноориентированной продукцией, на долю которой в области приходится 65%, далеко не уедешь, ведь стоит рухнуть ценам на внешних рынках, как многие предприятия-налогоплательщики тут же «парализует». Это мы наблюдали в период кризиса 2009 года, когда вдвое подешевел алюминий и металлургическая продукция оказалась невостребованной (к слову, наш Коршуновский ГОК, градообразующее предприятие Нижнеилимского района, ежегодно поставляет 5 млн тонн руды на Западно-Сибирский металлургический комбинат). В этом плане намного легче, скажем, Алтайскому краю с его базовой отраслью – агропромышленным комплексом. Кризис не кризис, а «кушать хочется всегда».
- Однако мировая конъюнктура цен – не самая большая беда для областного бюджета, - полагает Ирина Занина. - Основной проблемой я бы выделила законодательство, не позволяющее крупным предприятиям, осуществляющим свою деятельность на территории региона и входящих в состав вертикально-интегрированных структур, уплачивать налог на прибыль по месту работы.
Несомненно, экономику Приангарья давно пора переориентировать на производство товаров конечной переработки, направленных на удовлетворение внутреннего спроса, а также на экспорт в соседние регионы. Конечно, говорить о строительстве в Иркутской области, скажем, мощнейшего автогиганта – это утопия, а вот о создании небольших производств, допустим, по выпуску бытовой техники – очень даже целесообразно.
Что же касается федеральной помощи, то по прогнозу на текущий год дотация из госказны составит чуть более 1,5% от всего объёма доходов, а на 2014-й – 0,3%. По мнению ряда экспертов, в последнее время нецелевая поддержка из Центра превратилась, скорее, в некоторую имиджевую составляющую. Так что её исчезновение к 2015 году для региональной казны, с учётом солидного резервного фонда, не станет критичным, а наша территория, вполне вероятно, вернётся к некогда утерянному положению региона-донора.
Параметры на конец года
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
(первый закон)
|
Доходы всего
|
58 635
|
65 791
|
75 035
|
90 150
|
95 699
|
86 106
|
Налоговые и неналоговые
|
39 618
|
43 446
|
50 984
|
66 807
|
79 028
|
78 218
|
Безвозмездные поступления
|
17 647
|
22 345
|
24 051
|
23 343
|
16 671
|
7 888
|
Прочие доходы
|
1 370
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Расходы всего
|
65 226
|
64 595
|
73 445
|
85 787
|
99 470
|
88 061
|
Образование
|
5 692
|
4 535
|
5 557
|
17 306
|
23 718
|
23 141
|
Здравоохранение
|
5 716
|
4 580
|
5 051
|
12 880
|
19 820
|
15 491
|
Культура
|
795
|
673
|
975
|
2 000
|
1 759
|
1 369
|
Физкультура и спорт
|
149
|
141
|
891
|
1 356
|
1 066
|
390
|
Социальная политика
|
11 588
|
13 767
|
18 757
|
17 005
|
18 386
|
17 907
|
Сельское хозяйство
|
2 135
|
1 410
|
1 670
|
2 297
|
2 702
|
1 902
|
Прочие расходы
|
39 151
|
39 489
|
40 544
|
32 943
|
32 019
|
27 861
|
Расходы на долгосрочные целевые программы
|
3 270
|
1 120
|
2 826
|
9 564
|
20 160
|
14 769
|
Дефицит/Профицит
|
- 6 591
|
1 196
|
1 590
|
4 363
|
- 3 771
|
- 1 955
|
Дать волю или повременить?
Из года в год в областном бюджете возрастает доля межбюджетных трансфертов для муниципальных образований. На поддержку территорий уходит почти половина региональных расходов. Не лучше ли передать нормативами отчислений налоговые доходы на местный уровень, предоставив муниципалам большую финансовую автономию, свободу выбора действий в принятии оперативных решений, а также возможность выстраивать среднесрочные прогнозы социально-экономического развития?
По мнению Геннадия Истомина, пока нельзя в полном объёме «спускать» все налоги на местный уровень, поскольку многие мэры к этому просто не готовы:
- Это должно происходить постепенно, чтобы вместе с наполнением местных бюджетов совершенствовалась и система ответственности муниципалитетов. Между тем практика показывает, что, к сожалению, не везде эффективно управляют финансовыми ресурсами. Бывали ситуации, когда деньги в территории есть, вот только в первую очередь они идут не на решение вопросов жизнеобеспечения, а на премирование чиновников и приобретение служебных автомобилей. Область должна выполнять здесь регулирующую функцию.
Наиболее целесообразно, считают эксперты, отдавать на места НДФЛ, транспортный налог и налоги, связанные со степенью развитости малого и среднего бизнеса.
- Остальные виды налогов – как в теории, так и в практике – стоит закреплять за более высокими уровнями бюджетов в силу неравномерности распределения по муниципальным образованиям, а также малых возможностей органов местного самоуправления влиять на увеличение их поступлений в местный бюджет, - уверена Ирина Занина. – Согласитесь, немного муниципалитетов в Иркутской области могут похвастать успешно работающими крупными промышленными предприятиями. Так что налог на прибыль организаций, равно как и налог на имущество организаций, целесообразнее закреплять за региональным бюджетом.
Нужны ли резервы?
Много споров сегодня вызывает областной резервный фонд, в который «положили» чуть более четырёх миллиардов рублей, это почти 5% от суммы собственных доходов. Противники инициативы называют такой запас «губернаторской кубышкой» и призывают направить данные средства на решение острых социальных проблем. Однако, уверен вице-спикер ЗС, «подушка безопасности» региону просто необходима:
- Резервный фонд в размере 4,1 млрд рублей был сформирован в 2011 году по рекомендации федерального центра. Дело в том, что 43% в сумме федеральных доходов – нефтегазовые поступления. Если не дай Бог обвалится стоимость нефти, то потребуется «открывать» резервный фонд государства. Однако власти понимают, что тех денег, которые там сейчас есть, не хватит для всех субъектов РФ, поэтому Минфин и рекомендовал регионам создать собственные фонды. Мы живём в очень сложное время – ещё слышны отголоски мирового финансового кризиса, нестабильная ситуация сложилась в США и Евросоюзе, даже благополучный Китай уменьшил объём доходов. Необходимо подстраховываться. А эти 4,1 млрд рублей позволяют нам чувствовать себя несколько увереннее. Более того, деньги не лежат «мёртвым грузом». Согласно областному закону, их можно размещать в региональных банках под нормальные проценты.
По мнению Ирины Заниной, многое зависит от того, как сформирована доходная часть:
- Если поступления налогов спланированы по оптимистичному варианту, без учёта возможных сумм выпадения, возврата налогов за прошлые периоды, то существенный размер резервного фонда, безусловно, оправдан. И наоборот, если доходы бюджета формируются по пессимистичному варианту, учтены все риски непоступления и возврата налогоплательщикам перечисленных налогов, то большой объём фонда, вероятнее всего, останется невостребованным.