По кирпичику - в фундамент экономики

Важно не упускать случая получить поддержку государства. © / Коллаж АиФ

Власти Иркутской области решили разработать стратегию социально-экономического развития региона до 2030 года. Подобные программы, только под разными названиями, у нас пишутся регулярно, но дальше констатации проблем, перечисления возможностей Приангарья и рисования перспектив дело не особо-то и движется.

   
   

Почему так получается, как создать жизнеспособный план развития всего нашего хозяйства, возможно ли следовать ему, что должно стать его основой - об этом рассуждают представители
экспертного сообщества.

Сами по себе

В правительстве Иркутской области, где и будут писать стратегию, заявили, что ставят задачу сделать её не формальной для галочки, а по-настоящему рабочей. Для этого призвали мэров и депутатов вносить свои предложения о том, как повысить благосостояние населения и улучшить жизнь в регионе, который богат природными ресурсами, обладает хорошей индустриальной базой и научным комплексом.

- На мой взгляд, нельзя концентрировать все усилия только на развитии таких мегапроектов, как добыча нефти, газа и золота, - говорит мэр Свирска Владимир Орноев. - Безусловно, это важные составляющие экономики нашего региона, и они должны быть нашими передовыми отраслями, но необходимо помнить, что Иркутская область - это 42 муниципальных образования, и о социально-экономическом развитии Приангарья можно говорить тогда, когда мы в каждой территории будем видеть ту или иную точку роста.
Справка:
Объём промышленного производства в Иркутской области в 2015 г., по данным регионального минэкономразвития, составил 104,5% по отношению к году предыдущему. А вот такой показатель экономического развития Приангарья, как инвестиции в основной капитал, оказался ниже, чем в 2014-м. По информации Иркутск-стата, они составили 164 млрд рублей, что на 12,4% меньше, чем годом ранее. Оборот розничной торговли сократился почти на 10%. Среднемесячная зарплата в 2015 г. составила 31 тыс. 990,2 руб., что на 3,9% выше, чем в 2014-м, тем не менее, реальные денежные доходы населения, по предварительным данным, сократились на 0,4% из-за инфляции. По отношению к III кварталу 2014 года число малоимущих увеличилось на 6,6 тыс. человек, или на 1,3%. За этот же период 2015 г. доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, по оценке Иркутскстата, составила 22,1% от общей численности населения. Официальная безработица по области зарегистрирована на уровне 1,4%, самая высокая в Тулуне - 3,86%

Любой город или район области в состоянии вносить в хозяйство региона гораздо больший вклад, чем сейчас. Каждая территория может положить свой кирпичик в общий фундамент. Главное, отмечает Владимир Орноев, - найти в муниципалитетах потенциал и помочь ему раскрыться. Впрочем, прикладывать особые усилия для его поисков и не требуется, ведь на самом деле он уже есть и мы о нём знаем, только где-то он используется местными предпринимателями в ту силу, в какую они способны развиваться без поддержки власти, а где-то и вовсе загнивает, оставшись никому не нужным. «Не буду говорить за всех, но скажу за свой город. Свирск сохранил промышленное лицо, и мы готовы подставить плечо экономике региона. Главное, чтобы сама область была в этом заинтересована. Пока же, например, видим, что автомобильные аккумуляторы, которые выпускают в Свирске и которые одни из лучших в России, охотнее покупают другие регионы, чем наш. Выпускаем современные, быстровозводимые мосты, но области наша продукция опять же неинтересна. Бизнес в нашем городе выживает сам по себе».

Не уподобляться индейцам

Нам не нужны тысячи программ, нам нужны конкретные дела, подчеркнул в беседе с корреспондентом «АиФ-Иркутск» экс-губернатор Иркутской области Борис Говорин. Нужно уходить от сырьевой зависимости бюджета и помогать развиваться другим отраслям, заниматься глубокой переработкой, выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. «Мы должны становиться цивилизованнее, а не жить, как индейцы, которым привозили бусы, зеркала, водку, а они отдавали свои ресурсы за побрякушки, не понимая, что их просто обманывают. Коль уж мы современная страна, у нас есть технологии - надо их использовать», - говорит бывший глава Приангарья.

Между тем состояние индустриального комплекса - это одна из болевых точек на теле области. Некогда мощный промышленный узел региона истощал и выдохся, темпы модернизации не успевают за скоростью его старения. А ситуация с Саянскхимпластом, вынужденным приостановить производство из-за прекращения поставок сырья с Ангарского завода полимеров, где произошла поломка оборудования, указывает на недопустимую зависимость градообразующего предприятия. Залог же успешного развития экономики - это стабильная работа всех производств, от гигантских до небольших. «А такая ситуация, в которую попали Ангарский завод полимеров и Саянскхимпласт, чрезвычайна, она не приблизит нас к решению задачи повышения экономической эффективности и наращивания потенциала экономики, которая напрямую влияет на социальную сферу, - говорит Борис Говорин. - Будут ресурсы в бюджете - у власти будет возможность решать проблемы людей, ведь их нужды в первую очередь не духовные, а материальные, хотя и в духовной сфере есть много издержек».

   
   
Саянскхимпласт. Фото: Из личного архива предприятия

Пример Саянска и Ангарска должен стать уроком для власти. Подобные ситуации необходимо предотвращать или по крайней мере стараться не доводить до болезненных последствий, говорит профессор, доктор юридических наук Сергей Шишкин. «Саянск - моногород, для него остановка завода - настоящая трагедия. А ведь моногородов в нашей области несколько, и важно, чтобы власть постоянно держала на контроле ситуацию в них, - подчёркивает он. - В правительстве страны подписано постановление о присвоении Усолью-Сибирскому статуса территории опережающего развития. Это значимое событие. Сейчас важно отработать по данной теме от и до, чтобы использовать все возможности полученного статуса и вдохнуть в моногород новую жизнь».

Успеть везде

Связь региона с федеральным центром, участие в федеральных программах имеют большое значение в социально-экономическом развитии области. Важно этот контакт поддерживать и не упускать случая получить поддержку государства. Пока же возможностями, которые предлагает Федерация, мы не пользуемся в полном объёме. «Например, в части защиты Байкала, - говорит Сергей Шишкин. - Есть крупная федеральная программа по охране озера, но участие региона в ней недостаточно. Я считаю, что Иркутской области нужно поработать в этом направлении, чтобы усилить участие предприятий, бизнеса региона в освоении бюджетных средств, а деньги на защиту озера выделяются огромные. Тем более нам ничего выдумывать не надо, программа уже есть, нужно просто провести переговоры с федеральным правительством. Мы должны быть заинтересованы в том, чтобы не выпадать из федеральных программ, наращивать наше присутствие в них».

Финансовая поддержка от федерального центра становится особенно важной, когда наступает непростой экономический период, и мы как раз такое время сейчас переживаем. Но, получая деньги из госказны, нельзя забывать и об оптимизации собственных доходов и расходов. «В такой ситуации возрастает значение правильной выработки приоритетов, принятия решений о том, куда в первую очередь направлять деньги, - отмечает Борис Говорин. - При этом кризисные явления не означают, что надо откладывать на потом реализацию инвестиционных проектов. Важно соблюдать баланс, не зацикливаться только на том, как покрыть расходы на каждодневные нужды, необходимо искать новые возможности для развития в непростых условиях. Выработка приоритетов - это очень важная составляющая».

Но, формируя условия для работы предприятий, для появления новых производств, важно не создавать одновременно и барьеры. А у нас так и происходит. С одной стороны вводим налоговые льготы, с другой - давим на бизнес коррупцией, пытаемся победить теневую экономику, но сами же вынуждаем рынок уходить в нелегальную работу.

И ещё немаловажная вещь, от которой напрямую зависит развитие региона, это политическая обстановка. «Приангарье то и дело сотрясают конфликты, всё время с разных сторон льются потоки обвинений, а чехарда во власти, конечно, отрицательно сказывается на благополучии каждого из нас. Надо это прекращать, - подчёркивает Борис Говорин. - Должна поддерживаться конструктивная деятельность как на региональном, так и на муниципальном уровне, но у нас это не всегда происходит».

Так что, сколько программ и стратегий ни пиши, сколько ни планируй светлое будущее, а без профессионального подхода да искреннего желания претворить их в жизнь все они останутся лишь имитацией бурной созидательной деятельности.

Дословно

Алексей Красноштанов, депутат Законодательного собрания Иркутской области, директор ООО «ФСК «Дом-строй»:

- С одной стороны, считаю правильным такой подход к разработке стратегии социально-экономического развития Иркутской области, когда собираются предложения с территорий, привлекаются мэры и депутаты: на местах лучше, чем в областном центре знают, в чём нуждается муниципалитет и его жители и какую роль они могут сыграть в экономике региона. Насколько мне известно, раньше подготовку подобных документов заказывали специалистам в Москве или Санкт-Петербурге. Но когда концепцию развития региона доверяют людям, которые здесь не живут и не знают всех особенностей территории, не погружены в её специфику, потенциал и детально не знакомы с проблемами, эффективной программы получиться не может.

С другой же стороны - как можно в масштабах области стратегически мыслить, если из-за нестабильной экономической ситуации в стране руководители предприятий сегодня не знают, что будет с их компаниями через полгода? Это раньше был госплан, и его должны были все исполнять. А сейчас, сколько не заставляй, никто не выполнит, если не будет одного - источника финансирования всех этих программ. Чтобы разрабатывать и воплощать в жизнь какую-либо стратегию, необходимо понимать, на какие инвестиции мы можем рассчитывать. Но на сегодняшний день чёткого понимания нет, бизнес находится в кризисе, областной бюджет нестабилен, у муниципалитетов и подавно с финансами всё непросто. Поэтому, учитывая, в каком положении находится сейчас вся страна, не думаю, что экономика региона в ближайшее время получит мощный импульс к качественному развитию. Условия к этому пока не располагают. А если ещё взять во внимание докризисное время, в которое мы, скорее, больше разрушали, чем созидали, то для рывка вперёд нам необходимо приложить колоссальные усилия, а это вложение ресурсов интеллектуальных, материальных и временных.

Конечно, планировать на перспективу правильно, но сегодня, на мой взгляд, следует в первую очередь думать о том, как будем жить завтра: население катастрофически нищает. Необходимо решать жилищный вопрос наших граждан, дать людям возможность покупать квартиры, чтобы они создавали семьи, строили своё будущее, а значит - будущее страны, в достойных условиях. Возможно, стоит вернуться к практике, которая существовала в советское время, когда государство давало для приобретения жилья беспроцентные ссуды. Почему бы не выдавать их бюджетникам? Может быть, когда появится возможность покупать жильё, молодёжь охотнее пойдёт работать учителями и врачами, которых остро не хватает. А ещё в стране дефицит строителей, геодезистов, механиков, людей рабочих профессий. Но это уже вопрос и образования, над которым тоже сегодня необходимо серьёзно работать. Нужно популяризировать рабочие профессии, дать возможность детям бесплатно получать среднее профессиональное образование, потому что уже даже в техникумах учат за деньги!

Мнение

В Каждой территории есть точка опоры

Олег Каньков, участник внутрипартийного голосования «Единой России» по определению кандидатов в Государственную думу РФ:

- Иркутская область - большой, протяжённый регион, и его экономика представлена разными отраслями. В каждой территории Приангарья - свой традиционный уклад, развиваются свои виды деятельности, в одних это - сельское хозяйство, в других - нефтедобыча или нефтехимия, в третьих - лесопереработка и так далее.

И любая из этих отраслей требует особого подхода и внимания. Законы экономики никто не отменял - основные направления необходимо развивать, и от них по цепочке будут прирастать все остальные: сфера услуг, мелкий бизнес и т.д.

Глобальный проект, в котором участвует Иркутская область, это строительство газопровода «Сила Сибири». Газификация должна стать ещё одним столпом экономики региона. Приведём газ в Саянск, Усолье-Сибирское, Ангарск, Иркутск - значит, дадим ключевым городам нашей области новые возможности для развития, строительства, сервиса, малого предпринимательства. Газификация - это колоссальный процесс, который касается всех территорий нашего региона, и что особенно важно - затрагивает северные дотационные районы, для которых такой масштабный индустриальный проект - шанс на новую жизнь. Задача правительства - не упустить момент, плотно работать с «Газпромом» и приложить все усилия, чтобы, наконец, дать движение теме газификации, потому что за ней стоят новые рабочие места и дополнительные налоговые поступления в бюджеты. Если труба пройдёт мимо нас и мы опять останемся без газа - жители области этого уже не простят власти.

В каждой территории надо развивать свои точки опоры и экономического роста. Вместе с этим необходимо, чтобы больше налоговых поступлений и отчислений от деятельности хозяйствующих субъектов всё-таки оставалось в местных бюджетах, а не уходило в бюджеты уровня выше. Муниципалитеты нужно усилить с финансовой точки зрения: чем больше у них будет доходов - тем больше возможностей развивать свою территорию, а людям на местах лучше знать, как это делать. Проблем же в территориях хоть отбавляй, начиная с того, что нет нормальных дорог, освещения, благоустройства, стадионов и бассейнов, заканчивая кадровым дефицитом.

Все районы по-своему уникальны, у каждого своё лицо. И местные жители, и представители власти как никто другой хорошо знают, что нужно сделать, чтобы их жизнь изменилась, а не давала повода покидать родину, чтобы город или посёлок приобрёл новый облик, который будет вызывать гордость и положительные эмоции, а не уныние. Я много езжу по территориям и вижу, что в любом поселении местный глава знает историю каждого дома, поэтому лучше мэров никто не расскажет, что необходимо сделать в том или ином муниципалитете. Сегодня же территории находятся в такой ситуации, когда полномочия им даны, но они не выполняются, потому что не хватает финансирования. Они не могут денег собрать на зарплату бюджетникам, а некоторые районы по несколько месяцев не платят за коммуналку. Нужно пересмотреть систему распределения налогов, оно должно быть справедливым. У нас же на верхах боятся, что муниципалы деньги растащат. Зачем бояться? Это же наша территория, наши люди. Мы должны помогать друг другу.

Смотрите также: