Выступавшие на встрече специалисты в один голос утверждали: чтобы справиться с «чёрными лесорубами», необходимо совершенствовать законодательство.
Сегодня прибыль от продажи древесины намного превышает штраф за незаконную рубку. Изъятая у «чёрных лесорубов» техника по закону возвращается им спустя неделю. А сотрудники правоохранительных органов не могут изымать лес у нарушителей.
В лесу - бардак
- Мы говорим, что в лесу у нас самая сложная оперативная обстановка, - не скрывает и мой собеседник - заместитель начальника регионального управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Иркутской области Дмитрий Егоров. - А по-народному это - бардак. Борьба с кражами в лесной отрасли должна быть комплексной: от прокурора зависит возбуждение уголовных дел, направление их в суд и обвинение в суде. От суда - будут ли преступники содержаться под стражей, потому что в лесной отрасли очень важно, чтобы они не оказывали давление на свидетелей, не уничтожили вещдоки. Когда в комплексе начинают работать полиция, суд, прокуратура, тогда есть результат. А когда во главе этого взаимодействия становится прокурор, тогда работа наиболее эффектна. Например, с приходом нового прокурора Андрея Агибалова в Усть-Удинском районе пресекли деятельность нескольких организованных преступных группировок, которые воровали лес. И уже в этом году несколько дел были переданы в суд.
При этом полковник полиции отмечает, что преступники сейчас тоже далеко не простаки. На подступах к делянам они выставляют несколько заградительных постов и ведут так называемое контрнаблюдение. Так что застать их врасплох за незаконной рубкой не так-то легко.
- В одном из районов нашим сотрудникам удалось подобраться к незаконным рубщикам, пройдя все эти фишки. Кроме того, перед тем как их задержать, некоторое время велось видеонаблюдение, - рассказывает Дмитрий Егоров. - А у задержанных своя отработанная версия защиты: «Это кто-то деревья подрезал, а мы просто подошли и толкнули, ну дерево и упало». И только когда им показали видеозапись, на которой чётко видно, кто валит деревья, они перестали отрицать очевидное. Надо сказать, что преступники очень быстро подстраиваются и под изменения законодательства, и под новые методы работы оперативных подразделений, и под комплексные рейды. На той стороне баррикад очень серьёзный противник. И пока за кражи леса не начнут сажать на реальные сроки, ничего не изменится.
«Примазаться» к бюджету не вышло
- Главный принцип уголовного законодательства - неотвратимость наказания должна действовать не только в лесной сфере. Не меньше воруют у нас и в других сферах, особенно там, где есть бюджетные средства. Насколько успешно ваши сотрудники справляются с задачей защиты государственных денег?
- Где есть бюджетные средства, всегда найдутся лица, которые хотят к ним «приобщиться». Причём схемы их незаконного получения самые разные. К примеру, много преступлений выявляется по хищениям государственных субсидий, которые выделяют на поддержку малого и среднего предпринимательства, сельхозтоваропроизводителей. Сейчас мы работаем в одном из муниципальных образований по делу, связанному с переселением граждан из ветхого и аварийного жилья. По документам новые дома там уже введены в эксплуатацию, а на самом деле они даже не построены.
Очень много преступлений было выявлено в сфере использования материнского капитала. Причём если раньше мы привлекали к ответственности матерей, которые нарушали закон, то сейчас акцентируем свои усилия на пресечение деятельности тех, кто занимается организацией махинаций с обналичиванием этих средств. Одна из таких преступных схем - составление фиктивных договоров купли-продажи недвижимости. Вроде бы фирма заняла мамочке деньги на покупку квартиры по договору займа, потом эти документы предоставляются в Пенсионный фонд, и оттуда материнский капитал перечисляют уже не ей, а на счёт фирмы.
При этом по отношению к каждой конкретной женщине махинаторы вели себя по-разному. Кому-то реально покупали недорогое жильё (разумеется, не в Иркутске. - Прим. ред.) и забирали только часть денег, а в некоторых случаях просто обналичивали по фиктивным договорам сертификаты и практически всё забирали себе. Например, в Черемховском районе, в посёлке Голуметь злоумышленница вообще, как говорится, «кидала» свои жертвы, не давая им ни рубля. Запугала пострадавших так, что они никуда не обращались. И только когда узнали, что её арестовали, стали писать заявления в полицию.
- В последнее время приоритетом в нашей деятельности становится сфера жилищно-коммунального хозяйства, - продолжает Дмитрий Егоров. - Здесь есть два направления работы - в первую очередь защита бюджета, особенно в кризисное время, так как на модернизацию ЖКХ государство выделяет огромные финансы. У нас уже есть материалы доследственной проверки на руководителя одного из районов области, который похитил около 3 миллионов рублей. В сговоре с подрядчиком - предприятием ЖКХ - они составили фиктивные акты выполненных работ: якобы поменяли трубы, ведущие к домам, запорную арматуру и т.д. Материалы направлены в следственные органы Следственного комитета, и мы надеемся - в ближайшее время будет возбуждено уголовное дело. Второе направление работы в сфере ЖКХ - это проверка, предупреждение и пресечение хищения денежных средств граждан управляющими компаниями.
Смотрите также:
- Деятельное раскаяние освобождает неплательщиков налогов от уголовной ответственности →
- Под «крышей» у следователя «чёрным лесорубам» комфортнее →
- Генерал ФСБ подвёл итоги работы ведомства в этом году →