В начале лета много шуму в стране наделало журналистское расследование, авторы которого обнаружили в социальных сетях так называемые группы смерти, якобы способные довести подростков с неокрепшей психикой до суицида.
Позже появилось ещё несколько расследований, которые опровергли часть фактов и рассеяли общий драматизм первоначальной истории. Корреспондент «АиФ в ВС» выяснял, действительно ли интернет-сообщества так страшны, как их малюют, и с какими реальными опасностями в сети сталкивались подростки из Приангарья.
Преступления «понарошку»
Доказанных случаев, когда виртуальные друзья беседой смогли довести ребёнка до суицида, правоохранители области не припомнят. Но вспоминают множество случаев, когда подростку угрожала вполне реальная опасность - правда, исходящая не столько от сообществ, где дети «играют в смерть», сколько от настоящих насильников и шантажистов, замаскированных под общительных пользователей с милым котиком на аватарке.
- Был у нас молодой человек, создавший в социальной сети анонимные страницы, с которых искал детей, чтобы поговорить с ними на интимные темы. К тому же, пытался добиться встречи с подростками, - рассказывает Алексей Рудых, начальник отдела «К» ГУ МВД России по Иркутской области. - Благо он попал к нам в поле зрения до того, как успел с кем-нибудь встретиться: кто-то из родителей увидел сообщения и забил тревогу. Следственный комитет потом квалифицировал переписки как развратные действия, и суд приговорил этого «пользователя» к реальному лишению свободы на 5,5 лет.
Ещё одну популярную схему, с которой сталкиваются полицейские, иначе как «маски-шоу» и не назовёшь. Злоумышленник регистрирует в сети анкету, например - от лица привлекательной девушки, и знакомится с парнями, чтобы получить от них интимные снимки. А когда добивается этого, начинает шантажировать свою «жертву» - просит ещё больше фотографий, но чаще - деньги, обещая в противном случае вывесить кадры на обозрение всего Интернета или, не дай бог, школы. Зачастую под маской «девушки» скрываются едва ли не одноклассники.
- На эту удочку попадаются и подростки, и взрослые, - комментирует Алексей Рудых. - И несовершеннолетних это, конечно, сильно угнетает: они боятся рассказать родителям или обратиться в полицию и идут на поводу у злоумышленника. Но шантаж ведь не может сам по себе закончиться. Со временем требования накручиваются как снежный ком, и это может привести к реальным трагическим последствиям.
Почём «курицы»?
Наибольшим злом на просторах иркутской части Интернета инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних называют «куриц» - разоблачающие сообщества в сети, где одни пользователи выкладывают снимок «жертвы» и просят других рассказать всевозможные гадости о ней. Нередко в комментариях разворачивается настоящая травля.
- На первый взгляд, администраторы таких групп никаких преступлений не совершают, однако в этих сообществах собирают личную информацию - чаще всего о девушках, притом узнают её, как правило, обманным путём, - рассказывает Рудых. - Естественно, это влияет на психику подростков. Когда мы общались с потерпевшими, видели, что они крайне подавлены.
За эти виртуальные «шалости» организаторы групп могут получить вполне реальное наказание. В прошлом году, выражаясь сухим языком, в Иркутской области создали прецедент на всю Россию: двоих студентов - «админов» иркутских «куриц» - поймали и судили. Правда, в отношении одного дело в суде прекратили, зато второй получил два года условно.
- Наказание может показаться не слишком суровым, но, на мой взгляд, его вполне достаточно, - отмечает Алексей Рудых. - Судимость студенту «аукнется» при устройстве на работу - для него уже закрыты госслужба, банковская сфера, работа с детьми, трудоустройство в крупные серьёзные фирмы. Суд применил статью 137 Уголовного кодекса «Незаконный сбор сведений о частной жизни лица» и распространение порнографических материалов с участием несовершеннолетних.
Впрочем, прецедент ничему не научил других любителей подглядывать за личной жизнью посторонних. В сети развелось уже множество дубликатов закрытой иркутской группы, два самых многочисленных из которых сегодня насчитывают по 3400 участников. Согласно статистике соцсети, в одной группе «зависают» 190 подростков до 18 лет, в другой - ровно 100, несмотря на то что в заголовок вынесен несуществующий возрастной ценз 21+. И хотя такие вредные «куриные» сообщества работают как по всей России, так и по области, закрыть их все вряд ли получится.
- Дела по 137-й возбуждаются только по заявлениям, - объясняет начальник отдела «К». - И в этом - проблема: многие просто не знают, что свои претензии к администратору сообщества можно рассказать полиции, которая обязана начать проверку. Кстати, были случаи, когда вместе с уголовным потерпевшие инициировали гражданский процесс и получали компенсацию за моральный ущерб.
Несмотря на весь возможный вред, исходящий от сетевых сообществ, Алексей Рудых не разделяет радикальную позицию многих, что их все надо непременно закрыть.
- Можно вернуться в каменный век и ездить на лошадях, тогда у нас и ДТП не будет, - парирует он. - Я сам отец и считаю, что не нужно отказываться от того, что уже есть, а следует разъяснять детям базовые принципы безопасности. Мы же учим их, что на улице нельзя разговаривать с незнакомцами, но мало кто объясняет ребёнку, что и в Интернете работает то же правило: не общайся с неизвестным тебе человеком и ни в коем случае не передавай ему личную информацию, фотографии своей семьи, адреса, телефоны, данные банковских карт. Виртуальное общение мало чем отличается от реального, но оно может быть ещё опаснее, потому что в сети легко замаскироваться. Это должны в первую очередь понимать взрослые и объяснять своим детям, как только дали им доступ к сети.
Комментарий
Ирина Кыштымова, доктор психологических наук:
В первую очередь родителям нужно полюбить своего ребёнка. Настолько, чтобы в семье возникли доверительные отношения и подросток не боялся делиться тем, что произошло с ним в реальной и виртуальной жизни (даже самым страшным), зная, что его понимают и уважают, а не прятал, как только мама заходит в комнату, свой планшет, думая, что на него станут кричать. Взрослые должны создать для ребёнка альтернативу сетевым развлечениям в реальной жизни. Вариантов сегодня много, но «спровоцировать» это обязаны именно родители.
Официально:
Светлана Семёнова, уполномоченный по защите прав ребёнка в Приангарье:
Важно
Центры помощи и телефоны доверия:
В июне на сайте Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в Иркутской области начал работу интернет-телефон доверия для детей. Задать вопрос можно прямо на портале cpmss-irk.ru, психологи ответят в онлайн-режиме, в любое время суток. У центра есть и группа в социальной сети «Вконтакте».
Центр психотерапевтической помощи детям при Иркутской областной детской клинической больнице: Иркутск, бульвар Ю. Гагарина, 4.
Режим работы: с 08.00 до 16.00 в рабочие дни (после 16.00 работает круглосуточный телефон для дополнительной информации (83952) 24-38-93, 40-27-22.
Центр профилактики реабилитации и коррекции - (83952) 47-83-54.
Центр психолого-медико-социального сопровождения - (83952 70-00-47.
Детский телефон доверия - 8-800-2000-122 с единым общероссийским номером. Звонок бесплатный и анонимный. Позвонить можно с любого стационарного или мобильного телефона. К общероссийскому номеру подключены круглосуточные телефоны в Иркутской области: (83952) 24-00-07, 8-800-350-40-50.
Смотрите также:
- Запрет на жизнь: как остановить волну детских самоубийств в Приангарье? →
- Когда не слышат. Как уберечь подростков от рокового шага? →
- Опасный «тренд». Кто подводит детей к необратимому шагу? →