Детскому иркутскому журналу «Сибирячок» 25 лет. Его первые читатели теперь листают журнал уже с собственными отпрысками. Разумеется, если чадам это интересно: не все современные дети любят чтение, тем более «старомодного» бумажного формата.
При этом вот уже четверть века журнал настойчиво продолжает выходить исключительно на бумаге. И в этом - его уникальность: провинциальное издание не просто выживает - журнал выписывают и на Дальнем Востоке, и в Санкт-Петербурге. Аналогов такому социальному явлению нет нигде от Урала до Камчатки.
За что нынешние дети могут так любить бумажную периодику? И есть ли в этом воспитательный фактор - об этом «АиФ в ВС» говорит с главным редактором журнала-именинника Татьяной Тихоновой.
Сохраняя «контингент»
Корреспондент «АиФ-Иркутск»: - Татьяна Николаевна, откуда можно знать, какой журнал нужен нынешним детям? И нужен ли вообще?
Татьяна Тихонова: - Они сами пишут нам письма, шлют рисунки, стихи, рассказы. А ещё мы приглашаем их к себе на встречи и в мастерские, сами ездим с презентациями каждого нового номера по школам, детским домам, лагерям отдыха - там ребятишки оставляют в книге отзывы о том, что хотят видеть в журнале. И мы стараемся выполнять свою миссию, придерживаясь традиции - оставаясь бумажным журналом. Почему? Потому что он приятно пахнет, его можно листать, чувствовать гладкость страниц, можно вырезать из него, разукрашивать картинки. Или, например, свалять маленькие валенки на ёлку - во вкладке одного из номеров была пошаговая инструкция, а на обратной стороне занимательные материалы про эту обувь. Ещё мы клеили русскую избу, делали военную диараму ко Дню Победы… Телевизор уже «заменял» нам газеты, книги и театры мы и на видеокассеты переходили, и на DVD. Но теперь все опять ходят в кинотеатры. И «тамагочи» у нас тоже были, однако нормальную куклу они так не заменили. Несмотря на изобилие в нашей жизни гаджетов, ребёнок по-прежнему хочет рисовать, играть, делать поделки и читать одновременно - если мы перейдём в электронный формат, то лишим их этого.
- Но отказываясь от современного формата, можно потерять часть читательского «контингента».
- А нужно менять форму подачи! Сегодня ребёнок требует диалога, никакие монологи ему не нужны. Увещевательные «номера», когда грозишь пальчиком и пытаешься давить, говоря «это плохо, а это хорошо», с современным ребёнком не проходят!
- Как же все эти разговоры про чёрствость и душевную ограниченность современных детей?
- А ты предложи ребёнку почитать, поразмышлять, пофантазировать, попридумывать, поделать что-то руками - и что-то произойдёт в маленькой головке, и душа ребёнка откроется. А ещё лучше делать что-либо, позвав маму с папой или бабушку с дедушкой, или предложив учительнице и классу. Вот так, очень тонко, а не в лоб с лозунгом: «Надо быть духовным!»
Мы, например, проводим литературные квесты. Прекраснейшая форма привлечения к чтению! Сначала выдали командам список литературы, а через два месяца провели по прочитанным произведениям квесты в библиотеках Саянска, Нижнеудинска, Тайшета, Зимы и Бодайбо. Потом была финальная игра. Теперь будем проводить такое постоянно.
Каждому по потребностям
- Сложно оставаться добродушным - согласна. И, наверное, нужно воспитывать в ребёнке и твёрдость характера, и силу духа, и готовность решать сложные задачи, но делать это нужно именно на героях, которые заставляют думать. Очень многое здесь зависит от родителей, ведь книгу, фильм или тот же журнал родители покупают. Конечно, ребёнок может показать пальчиком не на то, что для него полезнее, но ведь можно купить и то, и другое, но интереснее подать героя, который учит уважать труд, старших и самого себя.
Кстати, тимуровцы по-прежнему актуальны, просто их теперь называют добровольцами и волонтёрами. И, вопреки распространённому мнению, далеко не все идут в волонтёры ради книжечки добровольца, большинство делают добрые дела по зову души. Я преподаю в педагогическом колледже, у меня учатся очень активные дети - их не нужно брать за руку и объяснять, что о ветеранах нужно вспоминать не только 9 Мая, и что есть детские дома, приюты, дома престарелых, где всегда нужна помощь. Так что в этом плане ничего не поменялось.
- В своё время у нас в стране был целый пласт конкретно детской литературы. Сейчас такая есть? Или это стало подработкой авторов, считающих, что они умеют писать для детей?
- Детская литература есть, но весьма опрометчиво говорить о том, что у нас сейчас целый клан детских писателей. Приходится искать их, объявляя конкурсы, но часто конкурсное произведение оказывается у автора единственным подходящим для аудитории пяти-двенадцати лет. Поэтому поиск новых авторов - это наша главная проблема.
- Кто-то говорит, что мы до сих пор самая читающая страна! В любом случае, привлечение к чтению - это целый процесс. В самом начале чтение оно быть внутри семьи. Позже, в классе, многое зависит уже от учителя: как и какую книгу он прорекламирует для внеклассного чтения, предложит ли устроить буккроссинг или, может быть, наладит систему обмена.
- А нужны ли здесь возрастные ограничения и кто должен их вводить?
- Сейчас везде есть ярлыки «6+», «12+», «16+», «18+». Так положено. Но современные дети могут прочитать в Интернете всё, что им хочется. Поэтому любой ценз для ребёнка должны определять в первую очередь родители. С другой стороны, пусть уж вообще читают. И хоть в электронном виде, хоть на бумаге. Мы от многого отказываемся, а в итоге по спирали всё равно к этому возвращаемся. Было время, когда у мусорных баков стопками стояли книги: пошла мода на евроремонты, и многие посчитали, что книгам не место в новом интерьере. Сегодня книги на мусорке редко когда увидишь - началось возвращение к ним. Потому что мы читали и будем читать - и неважно, на каком носителе. Пусть не все, но будем - есть у многих такая потребность.