- Писателя нужно судить по трём критериям: он должен быть рассказчиком, учителем и волшебником. Большинство авторов, даже очень известных, останавливаются на первой ступени, - уверена Ирина. - Самый показательный пример - Дарья Донцова. Но я знаю, что волшебник, допустим, - Умбэрто Эко, книгу которого я открою и попаду в страну, которую он нарисовал, невероятную и бесподобную. Знаю, что открою Владимира Набокова - и это как раз один из тех писателей, которого не стоит читать за полчаса. Каждый день по пять страниц, и тогда это будет счастье.
Ольга Андреева, «АиФ-Иркутск»: - Сейчас писатели создают литературу, которую можно смаковать?
Ирина Распопина: - Безусловно. Например, Елена Костюкович, переводчик Умбэрто Эко. Свои произведения она пишет таким языком, которому можно только удивляться и учиться. Он на грани высокой русистики и филологии, что многие уже наверно позабыли. На днях я прочла её книгу про итальянскую еду. Казалось бы, что может быть особенного в итальянской кухне? Но это не просто сборник рецептов, а страноведческая экспертиза, рассказ человека, который живёт в другой стране и объясняет, что на самом деле важно для местных жителей в их кухне. И это совсем не то, что мы привыкли видеть в итальянских ресторанах. Или, к примеру, её же роман «Цвингер» прошлого года настолько многослоен, что из него можно скроить несколько романов. Сколько угодно можно перечитывать Виктора Пелевина. Я не буду кормить каждого Владимиром Сорокиным, но если человек хочет незабываемого переживания, ему стоит почитать его.
Литературный пьедестал свободен?
- У Иркутска в нашей стране достаточно громкая литературная репутация, на вершине которой Вампилов и Распутин. Но их звезды зажглись ещё в прошлом веке. Сейчас во множестве литературных конкурсов мы не представлены даже в шорт-листах. Почему так происходит?
- Понятно, что есть Москва и Питер, но в целом это общая проблема. Современная литературная карта России очень-очень пустая. Но всегда надо верить в лучшее. Если нет сейчас, то появятся в будущем. Сейчас достаточно много литературных конкурсов, и они дают надежду на то, что новые имена зажгутся. Но мало людей могут уместиться на пьедестале. Желающих всегда много.
- Как можно начинающему автору заработать имя?
- Есть как минимум два пути. Традиционный - обратиться в издательство. Роль издателя очень важна, но практика говорит о том, что очень малый процент книг можно продвинуть через издательство. Я подписана на все рассылки российских издательств, и каждый месяц от них приходит только по пять книг, а ведь издаются сотни. Сейчас масса возможностей заявить себя миру через Интернет, и это достаточно эффективный альтернативный путь. Человек всегда может быть колумнистом и вести в соцсетях свой блог. Либо он может обратиться к любому изданию, которое есть в Интернете, и писать о чём угодно. Взять того же Дмитрия Быкова, которого слышно «из каждого утюга», или Татьяну Толстую и её блог в Фейсбуке.
Читает ли молодёжь?
- Как скоро мы перейдём на чтение книг в цифре, а книга в обложке станет недоступным для многих раритетом?
- Когда у Марии Медичи было несколько сотен книг - её собрание считалось крупнейшей библиотекой в Европе, и это было настоящее богатство. О библиотеке Ивана Грозного до сих пор ходят легенды. Личная библиотека - роскошь, и мы к этому идём. Я не считаю, что книги должны продаваться по бросовым ценам. У некоторых нынешних издателей другая проблема - совершенное несоответствие цены и качества. Недавно я заходила в известный книжный магазин и захотела купить любимых мной Сергея Довлатова и Умберто Эко. Но открываю книгу и смотрю, что у издания Довлатова бумага газетная, а у нового романа Эко буквы отпечатываются на соседних страницах. Всё шуршит и разваливается, и я не хочу видеть эти книги у себя дома на книжной полке.
- В большинстве своём родители, а тем более бабушки и дедушки, уверены в том, что молодёжь не читает. Чтобы вы им ответили?
- Я им советую спуститься в московское метро. Читают ровно столько же - ни больше, ни меньше. По статистике, только каждый пятый взрослый россиянин читает одну книгу в месяц. Хорошо, что ни в год. Но так как в Иркутске метро нет, какие-то визуальные подтверждения здесь трудно найти. Иркутск не приспособлен для чтения в принципе. У нас сейчас начинается сезон, когда можно почитать книгу на лавочке. Но посмотрите даже на Нижнюю Набережную - одно из самых тусовочных мест в городе. Там лавочек - раз-два и обчёлся. Присесть особо некуда. Что уж говорить об остальных девяти месяцах в году. Можно, конечно, зайти в кафе, заказать что-нибудь поесть, и обляпавшись едой, попробовать полистать книгу… Кроме как ехать в библиотеку, вариантов практически нет. Хотя у нас прекрасные библиотеки и несколько читательских сообществ, которые регулярно собираются там. Нам пока в диковинку приезд писателей, но когда приезжал автор «Лавра» Евгений Водолазкин и выступал в драмтеатре, зал был полный. Был полный «Художественный» на Захара Прилепина. Я уже не говорю про библиотеку Молчанова-Сибирского, поклонницей которой была всегда.
Осенью у них планируется книжная ярмарка с автограф-сессиями и мне очень интересно, кого они позовут.