10 членам участковой избирательной комиссии участка №1494 (с. Голуметь и д. Баталаево Черемховского района), на котором в 12 октября прошлого года выбирали депутатов областного парламента, предъявлены обвинения в фальсификации итогов голосования. В чью пользу был совершен «вброс» бюллетеней, следствию выяснить не удалось.
Начавшаяся почти год назад скандальная история близится к логическому завершению. Об этом накануне сообщили в Следственном управлении Следственного Комитета при Прокуратуре РФ по Иркутской области (СУ СК).
Напомним, уголовное дело было возбуждено 17 ноября 2008 года следственным отделом по городу Черемхово по заявлению Временной избирательной комиссии области, обнаружившей в 15-м избирательном округе, на участках №№ 1494, 1501, 1525, нарушения избирательного законодательства. Работники всех трех участковых избирательных комиссий (УИК) пренебрегли правилами опечатывания и хранения бюллетеней, соответственно, там не могла быть исключена вероятность «вброса».
Чтобы не допустить дальнейших махинаций с документацией, уничтожения следов преступления, избирком спрятал её в одном из подземных бункеров Иркутска, предоставив копии документов работникам Следственного комитета. С течением времени предположения о фальсификации результатов голосования по двум участкам не подтвердились, а вот к работе УИК №1494 у следствия сразу возникла масса вопросов.
Рассказывает заместитель руководителя отдела по расследованию особо важных дел СУ СК Михаил БОВСУНОВСКИЙ:
- Расследованием подобного рода преступлений занимается наше подразделение, поэтому материалы были переданы нам из черемховского отдела 24 ноября 2008 года - когда стал очевиден факт нарушения избирательного законодательства. Во-первых, на участке №1494 была отмечена неправдоподобная явка избирателей. Выборочные звонки жителям села Голуметь и деревни Баталаево, зафиксированным в списке проголосовавших избирателей, показали, что на самом деле в этот день их не было на участке.
По делу была назначена почерковедческая экспертиза – ее проводила научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз. Всего, по словам Михаила Бовсуновского, в урны для голосования была подброшена 201 пара бюллетеней (депутатов ЗС выбирали как по партийным спискам, так и по одномандатным избирательным округам) – именно столько жителей избирательного участка опровергли данные о своей явке. После изучения соответствующего количества фальсифицированных подписей граждан и почерков членов УИК, «авторство» 125 росчерков экспертами было установлено определенно.
- Исследования специалистов экспертного учреждения отняли львиную долю времени, отпущенного на следование, – говорит Михаил Бовсуновский. Несколько раз сроки пришлось продлевать, чтобы не пострадало качество скрупулезной работы. Фальшивые подписи сличались с образцами почерков в документах, как созданных задолго до момента совершения преступления, так и полученным в ходе следственных экспериментов.
Каковыми были политические пристрастия членов УИК, то есть в чью пользу случился «вброс» – ответить на этот вопрос следствие затрудняется. Большинство фигурантов уголовного дела по этому поводу хранит молчание, ссылаясь на 51 статью Конституции РФ, то есть право не свидетельствовать против себя. А догадаться по безымянным бюллетеням, которые из них были заполнены реальным избирателем, а какие – нет, увы, не представляется возможным. В любом случае, считает Михаил Бовсуновский, противоправные действия комиссии на расклад сил по данному участку не изменили бы:
- По этому округу шли шесть кандидатов, но ближайших соперников два: депутат ЗС предыдущего созыва, генеральный директор ОАО «Белореченское» Гавриил Франтенко и экс-председатель областного парламента третьего созыва Сергей Шишкин. Если даже отнять этот 201 сфальсифицированный голос у одного из кандидатов и присвоить другому, победа все равно останется на стороне первого – слишком очевидным был перевес.
Итак, 10 членов УИК, включая председателя, обвиняются в преступлении, предусмотренном статье 142-1 УК РФ, а именно в фальсификации подписей в списках избирателей, заведомо неверных подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования. Санкция статьи предусматривает наказание в виде крупного штрафа либо лишения свободы на срок до четырех лет. Всем обвиняемым избрана мера пресечения – подписка о невыезде. В ближайшее время следователь отдела по расследованию особо важных дел СУ СК Артем Соболев намерен ознакомить обвиняемых с материалами и направить уголовное дело в суд.
- Был ли заказчик у преступления? - задается вопросом Михаил Бовсуновский. - Мы можем только предполагать в частном порядке, никакими сведениями на этот счет следствие не располагает. Некоторые фигуранты уголовного дела объясняют свой поступок тем, что хотели увеличить явку избирателей. Это, конечно, не корысть в чистом виде, но личная заинтересованность точно – например, она может выразиться в нежелании быть наказанным за плохие результаты работы – а подготовка к выборам, прежде всего, - работа избирательных комиссий – либо, наоборот, в стремлении выслужиться, получить премию и т.д.
Тем поучительнее кажется эта история сегодня, накануне муниципальных выборов, назначенных в большинстве территорий Иркутской области на 11 октября…
КСТАТИ
С «выборной» тематикой связан один из преступных эпизодов, в которых обвиняется мэр поселка Листвянка Татьяна Казакова – уголовное дело в настоящее время рассматривает суд Иркутского района. Согласно версии следствия, накануне выборов мэра 12 марта 2006 года в поселке была прописана большая группа лояльно настроенных к Казаковой людей. Такие действия квалифицированы обвинением воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан.
Смотрите также: