Стремительное продвижение транснациональных корпораций в регионы не миновал и иркутский потребительский рынок. Покупка местных товаропроизводителей, в принципе, нормальное явление рыночной экономики, но, как в любом деле, подобная интеграция имеет свои плюсы и минусы как для региона и работающих здесь производителей продовольствия, так и для потребителей.
Как считает председатель Союза предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Иркутской области Дмитрий Баймашев, в этом процессе есть два значительных плюса.
Позитив и негатив
Первый - технологический. Например, при покупке компаний, которые не развиваются по причине недостатка финансов для того, чтобы сделать следующий шаг, и инвестор вкладывает деньги в его модернизацию, новые технологии, современное оборудование. Отсюда и плюс второй - финансовый, характеризующийся ростом прибыли интегрированного предприятия. Как пример такого «слияния» можно назвать «Молочный комбинат Ангарский», приобретённый в 2006 году ОАО «Вимм-Билль-Данн».
Но такой исход покупки местных товаропроизводителей возможен только в случае положительных намерений инвестора, отмечает директор департамента экспертизы промышленных и продовольственных товаров и сырья торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Татьяна Челембаева. Чаще всего транснациональные корпорации так «поглощают» местных производителей, что в итоге они просто закрываются. При этом повод может быть самый благозвучный, например реконструкция.
- В этом случае инвесторам нет никакого смысла вкладывать деньги в два предприятия, легче у себя на месте построить несколько новых корпусов, вложить средства в менеджмент, в логистику, чем строить всё заново в другом регионе, - уточняет Дмитрий Баймашев.
Естественно, такой вариант влечёт за собой сокращение людей и потерю доходов в бюджет области. Пример тому - печальная история усольского комбината «Сибсоль». И это, по убеждению экспертов, самый «страшный» минус продвижения крупных производителей продовольствия в регион.
Спорный вопрос
Вопрос, который в связи с покупкой местных предприятий пищевой промышленности волнует потребителей: «Как процесс интегрирования может сказаться на качестве выпускаемой продукции?»
Сейчас по оценкам экспертов, уровень доверия к продуктам, производимым в Приангарье, достаточно высок. Но людей волнует, что крупные производители станут экономить на качестве и вместо натуральных ингредиентов, которые используются на предприятиях региона, будут работать с их заменителями, в частности - с соей, сухим молоком и др.
По мнению Дмитрия Баймашева, это вопрос очень спорный.
- С одной стороны потребитель стонет, что соя в колбасе это плохо. С другой - медики убеждают нас, что растительные белки хорошо, а животные - это холестерин. Соя же - самый лучший поставщик растительного белка и главное здесь - мера её использования в мясных продуктах.
Очень много «накручено» спекулятивного и конъюнктурного, считает Дмитрий Закарьевич, и вокруг сухого молока. Разговоры о его вредности - всего лишь очередной миф, поскольку производится этот продукт в хозяйствах, удалённых от промышленных центров, откуда везти его дорого и долго (учитывая наши российские дороги). В результате кампании против сухого молока производство его сократилось в России в два раза, и теперь, видимо, для нужд пищевой промышленности придётся закупать у Беларуси.
Будущее - за агрохолдингами
Будущее пищевой промышленности региона, по мнению самих производителей, за так называемыми вертикальными компаниями полного цикла, который включает выращивание сырья, его переработку и реализацию готовой продукции. Местному товаропроизводителю с широкой гаммой продуктов питания выстоять легче, подчёркивают участники продовольственного рынка.
В настоящее время производители Приангарья, успешно конкурирующие с крупными компаниями из других регионов России, в большинстве своём соответствуют этой схеме. Кроме того, их отличают грамотный менеджмент и использование передовых технологий.
Но, несмотря на это, считает Дмитрий Баймашев, угроза их поглощения, безусловно, существует. Даже несмотря на кризис, который несколько приостановил процесс продвижения транснациональных корпораций в регионы.
Смотрите также:
- Виктор Максименко: с упадком отрасли теряем интеллект →
- Опять затягиваем пояса? →
- Продукт общего труда →