Один в поле не воин, даже если речь идёт не о поле боя, а о сельскохозяйственных угодьях. Любому фермеру в одиночку поднять с нуля производство стоит неимоверных усилий. Но когда у тебя есть союзники - любое дело по плечу. Чтобы отрасль пошла вперёд, аграриям Приангарья нужно объединяться, уверен председатель совета директоров ООО «Саянский бройлер» Владислав Буханов.
- Владислав Валерьевич, проблем в сельском хозяйстве много, но не бывает же всегда исключительно плохо. Какие позитивные черты вы видите у отрасли в нашем регионе?
- В первую очередь, я бы отметил, что Иркутская область конкурентоспособна в производстве зерновых. На мировом рынке сибирская пшеница и конкурентоспособна, и востребована. Кроме того, она лучше многих аналогов по экологическим показателям.
Ещё один плюс я вижу в том, что у людей возникло желание заниматься сельским хозяйством - фермеров становится больше. Сегодня земля востребована, она возделывается. Надеюсь, что в ближайшее время мы приблизимся к доперестроечному уровню.
Если же говорить о негативных факторах, то, на мой взгляд, самая главная проблема аграриев - последствия прошлогодней засухи и сложная экономическая ситуация в стране. Сейчас как никогда важно правильно распределить деньги областного бюджета. Конечно, есть приоритетные направления бюджетного финансирования: здравоохранение, образование… Однако будет неправильным забыть о нуждах сельского хозяйства нашей области. Возможно, в столь сложный период не стоит начинать новые программы, но забывать о том, что намечено, нельзя. Наше сельское хозяйство нуждается в развитии, фермерскому движению необходима обещанная поддержка.
Нужно работать вместе
- В последнее время в Иркутской области популяризируется кооперация. Как вы считаете, может ли она стать двигателем отрасли?
- Мировой опыт показывает, что только совместные усилия аграриев делают отрасль конкурентоспособной на глобальных рынках. Успех сельского хозяйства сегодня заключается в кооперации - в создании совместных предприятий по переработке сельхозпродукции, логистических центров, развитии сети реализации и так далее. Надо стремиться к полному производственному циклу - от поля и фермы до торгового прилавка. А чтобы его создать, нужна чёткая программа на уровне области, в которой будет подробно расписано, чего и сколько мы можем произвести, сколько продать, кого следует объединить и кому сколько земли дать, где запаковать молоко, а где забить скот. Эта программа должна быть нацелена на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, которая не просто заместит в нашем регионе привозную продукцию, а в идеале будет ещё и экспортироваться. Только так мы можем гарантировать развитие производства продуктов питания, а значит - и территории в целом. Наш агрохолдинг «Саянский бройлер» - это как раз такое многопрофильное предприятие, которое на своём примере показывает, как можно работать в общих интересах.
- Мне кажется, вы сейчас всё-таки говорите о каком-то недостижимом идеале…
- Совсем нет. Всё это реально создать. На глобальных рынках мы видим достаточно большие перекрёстные субсидирования, кластерный подход, создание инфраструктуры. Если говорить о конкурентных преимуществах Иркутской области, то у нас есть и собственные технологии, разработанные местными фермерами, и достаточное количество хозяйств, которые готовы развиваться и конкурировать на локальных рынках. Вопрос в том, что надо создать инфраструктуру - увеличить энергомощности, построить овощехранилища, логистические склады для поставки продукции в магазины и бюджетные учреждения. В качестве примера можно привести успешный опыт Белгородской области, которая сегодня выпускает 25% от всего производимого мяса в стране. И это благодаря тому, что местные власти создали там благоприятные, можно сказать уникальные, инвестиционные условия.
Сегодня, в сравнении с советским периодом, доступность и качество животного белка в разы выше. Производство мясо птицы растёт, в том числе в нашем регионе. А если у нас есть качественный животный белок, который доступнее, чем импортный растительный, что это, если не конкурентное преимущество? Надо использовать этот потенциал для собственного развития.
Ставка на местное
- В этом году власти Иркутска основательно взялись за повышение качества питания в школах. Знаю, агрохолдинг «Саянский бройлер» поставляет свою продукцию в бюджетные учреждения. В связи с этим хочу спросить: легко ли местному производителю зайти на рынок этих услуг, когда решающим фактором становится низкая цена?
- При нынешних объёмах производства цена натуральных продуктов местных производителей не устраивает детские сады и школы. Для того чтобы вложиться в предлагаемую бюджетом цену детского обеда, приходиться покупать то, что дешевле. Поэтому приобретают замороженное, а не свежее мясо, пастеризованное молоко, вместо натурального. До тех пор пока будет низкая бюджетная обеспеченность детского питания, доступ к качественным продуктам останется ограниченным. А говорить о снижении цен местными производителями мы сможем тогда, когда у них будут другие объёмы производства.
- А вашему агрохолдингу удаётся объёмы наращивать?
- С 2010 по 2015 год мы увеличили их в два раза. 92% продукции продаём в Иркутской области, часть уходит в Бурятию, немного в Монголию, Читу, Красноярский край.
Так как импорт сегодня из-за диспаритета валют не рассматривается, мы сделали ставку на дальнейшее повышение качества продукции: предела совершенству, как известно, нет. Достижение нашего трудового коллектива - соблюдение всех стандартов, классический зерновой откорм птицы, высокое качество продукции. Конечно, можно снижать себестоимость, играя с кормами, используя дешёвые аналоги, но мы круглый год кормим одним - экологически чистым рационом. У нас 65% в корме птицы - местная пшеница. Последние пять лет предприятие её и покупает, и само производит только в Иркутской области. Более того, потенциал нашей дочерней организации «Куйтунская нива» и партнёров-фермеров выходит далеко за объёмы потребления зерновых «Саянским бройлером». Мы можем производить и продовольственную пшеницу, ячмень, рапс, рожь. Это конкурентные преимущества не только предприятия, а всего региона. В нынешнем году компания приняла очередную пятилетку, и задача на данный период - реализовать имеющийся потенциал и создать дополнительные рынки.
Ещё одна цель, которую мы перед собой ставим, - обеспечить на всех этапах реализации птицы соблюдение самых высоких стандартов доставки и хранения. Компания стремится довести программу мерчендайзинга до такого уровня, чтобы гарантировать качество и безопасность своей продукции во всех торговых точках, где присутствует бренд. Проще говоря, если продаётся в том или ином магазине наша курица, значит, она была правильно произведена и хранилась так, как нужно. Проследить за этим очень сложно, потому что Иркутская область большая. Впрочем, нас это не пугает. В конце концов, не зря же мы в прошлом году прошли процедуру международной сертификации. Понимаем, что какой бы хороший продукт ты ни производил, если его ненадлежащим образом хранят в магазине, доставляют на необорудованном транспорте, тогда его безопасность будет под сомнением.