Кулибины цифрового поколения. Что изобретают современные студенты?

Студенты создают «Цифровой бренд Байкала». © / Михаил Климонов / Из личного архива

Они не боятся экспериментировать и легко, со свойственным им юношеским максимализмом берутся за смелые, иногда кажущиеся безумными проекты. Речь о молодых изобретателях, со студенческой скамьи увлечённых серьёзными разработками.

   
   

Накануне Дня российской науки, который празднуется 8 февраля, «АиФ в ВС» узнал, чем занимаются Кулибины нового поколения.

Виртуальный помощник для водителя

Будущие железнодорожники Кирилл Шорников и Александр Николаенко запатентовали простое, но очень полезное изобретение для автомобилистов – мобильную систему, которая помогает управлять машиной с прицепом.

По их словам, пока подобных отечественных разработок не существует, а зарубежные аналоги в разы дороже (своё ноу-хау студенты собираются продавать за 5 тысяч рублей). В систему входят два датчика, которые крепятся на руль автомобиля и капот, а также мобильный телефон, на котором устанавливается специальное приложение. Водитель видит на экране смартфона текущее положение прицепа и колёс и может задавать желаемую траекторию при движении задним ходом, а интерактивный помощник подскажет, как нужно поворачивать руль. Точность управления составляет 85-90%.

Мобильное жильё будущего

Будущий архитектор Наталия Бабинцева создаёт дом с мобильными капсулами-квартирами.

«Капсула представляет собой небольшое строение, способное функционировать как самостоятельно, так и в составе структуры здания. Её можно поместить в многоэтажку и использовать как однокомнатную студию или отдельное помещение в квартире. Только для этого в здании должны быть специальные отсеки для переносного жилья. Таким образом, если по всей России будут строить такие дома, любая семья сможет быстро переехать из одного города в другой без смены интерьера, просто прихватив свою капсулу с собой, – поясняет девушка. – В капсуле есть санузел, душевая кабина, отдельные отсеки для хранения воды и сбора канализационных отходов, а при необходимости можно установить солнечные батареи». 

Из каких материалов будет выполнено инновационное жильё, студентка ещё не решила. Но уже посчитала его примерную стоимость – она составит минимум 1,1 млн рублей: в 500 тысяч обойдётся сама капсула плюс ячейка для неё в 600 тысяч рублей.

   
   

Интерактивная карта Иркутской области

Команда программистов под руководством четверокурсника Михаила Климонова сейчас активно работает над созданием специального веб-приложения «Цифровой бренд Байкала».

Это интерактивная карта Иркутской области, которая будет отображать все основные сферы деятельности региона с помощью современных IT-технологий – 3Д-моделей, видео 360 градусов, дополненной реальности. Карта будет доступна на трёх языках – русском, английском и китайском.

Пока ребята готовы запустить лишь одну вкладку веб-приложения, в которой собраны все достопримечательности Иркутской области. В дальнейшем добавят информацию по предприятиям и бизнес-проектам. Причём это будут не только ведущие крупные компании региона, разработчики планируют представить на карте и новые перспективные проекты, которые требуют больших инвестиций. Например, мусороперерабатывающий завод, завод по выпуску глейкометров, электронные заправки. Вдруг именно через веб-приложение для них найдётся инвестор.

Наш аналог электросамоката

Ещё два студента-железнодорожника – Станислав Исупов и Кирилл Дьяконов изобрели отечественный аналог электросамоката.

Своё транспортное средство ребята назвали автокатом. Он состоит из опорной доски, двух колёс, рулевого двигателя и рулевой оси. Научиться управлять автокатом может даже ребёнок: отклонился вперёд – едешь быстрее, назад – медленнее, для поворота также достаточно сместить центр тяжести влево или вправо.

Новое экологически безвредное, лёгкое и компактное средство передвижения будет интересно как обычным горожанам, так и крупным организациям – торговым центрам, складским комплексам, аэропортам, вокзалам, считают ребята.

Снегоплавильная машина

Второкурсник-энергетик Борис Карпов пока только планирует запатентовать свою разработку – мобильную снегоплавильную установку с применением тока высокой частоты.

Такую машину, по мнению студента, должны с руками оторвать коммунальные службы города и области. Предполагается, что снег в установке будет плавиться путём распыления горячей воды через разбрызгиватели, а полученная вода – стекать в канализацию – процесс быстрый, а главное, безвредный для экологии.

Альтернативный вид топлива

Студент-аграрий Владимир Воробьёв нашёл новое применение этилацетату. 

Начинающий изобретатель предлагает использовать химическое вещество, которое получают при смешивании уксусной кислоты и этилового спирта, в качестве альтернативного вида топлива.

После длительных опытов молодой человек подобрал оптимальный состав реагирующих веществ и довёл до максимума теплотворные способности этилацетата.

Протез, «напечатанный» на 3D-принтере

Павла Григорова, который учится на авиаконструктора, на изобретение вдохновил опыт профессора Массачусетского технологического института Хью Герра, который делает роботизированные конечности.

Молодой иркутянин предлагает создавать бионические протезы руки с помощью 3D-принтера. Сейчас качественная анатомическая конструкция стоит от 500 тысяч до 2,5 млн рублей. Технология, которую предлагает студент, позволит создать более доступный, но не менее функциональный протез. По предварительным подсчётам, он обойдётся потребителям примерно в 60 тыс. руб. Снизить стоимость удастся благодаря тому, что почти все детали конструкции печатаются на 3D-принтере пластиком. Протез питается от батарей. Кроме того, автор планирует установить на нём дополнительные опции, например – встроенные часы, циферблат которых будет отображаться прямо на «коже» протеза.

Стенд для диагностики форсунок

Будущего инженера Александра Баландина можно по праву назвать Кулибиным.

Парень из подручных материалов собрал работоспособный и, главное, эффективный стенд для диагностики и очистки бензиновых форсунок двигателя. Новая установка удешевляет ремонт, сокращает его сроки и снижает трудозатраты, поскольку диагностику на стенде можно проводить, не разбирая двигатель и не снимая с него форсунки.

Комментарий

Константин Григоричев, доктор социологических наук:

«Если говорить о траектории студентов после окончания вуза, то наблюдается очень интересная тенденция: ребята, которые в университете занимались изобретениями, патентовали свои авторские разработки, как правило, не идут в классическую науку, они открывают какой-то инновационный бизнес, запускают стартапы. Связать жизнь с наукой решают в основном студенты, которых интересуют фундаментальные исследования, они сознательно поступают в аспирантуру, магистратуру и затем продолжают трудиться в учреждениях РАН. При этом в Иркутске молодые учёные не чувствуют себя на периферии, в провинции, они становятся полноценными участниками мировой науки

Но вот беда – самые талантливые, энергичные и одарённые ребята, в которых здесь много вкладывают, получив хороший старт в Иркутске, уезжают в Москву и другие города. Хотя с точки зрения социологии, это абсолютно нормально».

Личный  опыт

Егор Иванов, председатель совета научной молодёжи Института географии СО РАН им. В.Б. Сочавы:

«Если буквально 10-15 лет назад в науке наблюдалась демографическая яма, то сейчас наметилось восстановление. Сегодня примерно треть сотрудников учреждений Российской академии наук – это молодёжь в возрасте до 35 лет. Главными поставщиками кадров для РАН являются, конечно, вузы, в каждом из которых сейчас действуют студенческие научные объединения. Цель таких организаций – показать, что заниматься изобретениями или фундаментальными исследованиями интересно, перспективно и выгодно. Современный учёный не сидит в лаборатории, он ездит по миру, владеет как минимум двумя иностранными языками и неплохо зарабатывает.

Конечно, не такие деньги, как в коммерции, но всё же жить можно. Главное – научиться «охотиться» на гранты и другие внебюджетные источники, потому что государственное финансирование науки по-прежнему слабое.

Ещё один плюс – удовлетворение собственных амбиций. Я изучаю горные ледники Восточной Сибири и их реакцию на изменения климата. Наши ледники, большинство из которых были открыты буквально в последние 50 лет, пока не имеют истории наблюдений, достаточной для вывода закономерностей, и мы эту историю фиксируем прямо сейчас. Потрясающе чувствовать причастность к такому большому и важному делу. Наверное, именно это в первую очередь держит в науке».

Смотрите также: