Сегодня мы обсуждаем их с Александром Афанасьевым, и.о. ректора Иркутского национального исследовательского технического университета.
- Александр Диомидович, а нужна вообще эта реформа? Есть мнение, что старая система, которая была в СССР, наиболее идеальная.
- Она отвечала требованиям того времени, помогла создать фундамент, на котором надо создавать новую систему, учитывающую новые условия. Ведь еще двадцать лет назад технологический прогресс не имел такой динамики. В промышленности оборудование работало десятилетиями, подвергаясь незначительной модернизации, а чаще – капитальному ремонту. Поэтому и технические вузы были нацелены в основном на выпуск инженеров-универсалов, как говорили, широкого профиля. Но сейчас технологии развиваются стремительно. Происходят глобальные изменения в науке, экономике, в самом устройстве общества. Российское инженерное образование имеет мощный потенциал. Например, именно у нас разработана «на экспорт» мировая система ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая актуальна до сих пор. У нас хватит мозгов и энергии, чтобы включится в современный темп. И, конечно, реформа системы образования для этого крайне необходима. Можно, конечно, спорить о системе экзаменов, баллах, но суть не в этом. Надо создавать принципиально новую систему, гибкую, настроенную на постоянное совершенствование, способную оперативно реагировать на любые изменения.
- В чем это выражается?
- Университеты должны работать не «вдогонку», не под заказ, как сейчас. Их основная задача - стать генераторами идей, востребованных бизнесом. Готовить не просто инженерно-технических работников, а профессионалов по программе НТИ (научно-техническая инициатива - государственная программа мер по поддержке развития в России перспективных отраслей, которые в течение следующих 20 лет могут стать основой мировой экономики). Активно работать с талантами – драйверами будущего развития, выявляя и развивая их. В этих условиях творческая компетенция становится основополагающей. Теперь уже невозможно получить одну специальность на всю жизнь. Нас ждет испытание быстро меняющимися технологиями, которые будут существенно преобразовывать нашу жизнь. По прогнозам АСИ (агентство стратегических инициатив) в среднем специалист будет менять 10 – 15 профессий за жизнь. Мы переходим от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь. Наступает время жить творчески.
В этом мире нет большего счастья, чем счастье творческих побед. Они могут быть разными: большими и маленькими, долговременными и сиюминутными. Но при этом остается главная составляющая творчества – способность улучшать окружающее пространство, добиваясь конкретных результатов. Улучшать можно физическое пространство, к примеру, комфорт проживания c использованием новых эффективных строительных технологий, культурное – введением новых позитивных традиций или усилением полезных старых, духовное – формированием основополагающих жизненных принципов в новых условиях и т.д.
- На ваш взгляд, какие изменения происходят в современном обществе?
- Мы наблюдаем все признаки переломного периода, а отсюда и неопределенность. Общество привыкает жить не от кризиса до кризиса, а в состоянии перманентной нестабильности. Но, как показывает практика, чем острей проблемы, тем эффективней работает наш интеллект, а творчество становится основным двигателем развития общественной культуры.
На первый план выходит консолидация всех работоспособных сил, их объединение ради созидательной цели . Например, сейчас ИРНИТУ вводит новые прорывные образовательные программы и нуждается в более плотном взаимодействии с властью, бизнесом, наукой. С целью укрепления партнерских отношений создаем Попечительский и Наблюдательный Советы вуза. 27 мая проводим съезд Ассоциации выпускников ИРНИТУ, который соберет несколько сотен наших выпускников, заинтересованных в развитии родного вуза. В работе правления Ассоциации уже высказали желание работать руководители крупнейших предприятий, коммерческих структур, органов власти. Мы придаем большое значение общественному мнению, нам крайне важны практические советы и конструктивная критика. Свои предложения может высказать любой желающий через сайт университета, и мы обязательно их рассмотрим.
- Давайте вернемся к талантам. На какой стадии жизни их надо выявлять?
- На самой ранней: в детсадах, начальных классах и систематически содействовать их развитию. Мы работаем в этом направлении. Нашли единомышленников во многих школах, ведем совместные образовательные программы, объединяя наши ресурсы. В результате, подошли к разработке интереснейшего проекта, который поможет создать необходимые условия для подготовки качественных специалистов по различным направлениям. Если в общих словах, то планируем создать на базе ИРНИТУ центр НТИ (научно-технических инициатив), в котором обучение будет проводиться по специальным программам и методологиям. Выявлять и развивать таланты можно только одним способом - погружая и сопровождая их в решении конкретных задач. Именно такие ситуации рождают инновационные проекты.
Мы планируем формировать команды талантливых, профессионально дополняющих друг друга молодых людей под наукоемкие бизнес идеи, доводя их через НИОКР до стартапа.
- Такое действительно возможно?
- Открою небольшой секрет, это делается уже сейчас. Мы начинаем не на пустом месте. В университете сформирована инфраструктура для развития инновационной деятельности региона. В Технопарке ИРНИТУ работает 30 предприятий, созданных нашими студентами, аспирантами, сотрудниками. Среди них есть достаточно успешные, имеющие стабильную прибыль, заказчиков. За шесть последних лет эти предприятия выполнили объем работ и услуг на сумму свыше 2 млрд. рублей.
Центр трансфера технологий обеспечивает эффективную работу команд внедрения и технического сервиса. Сформировано около 30 команд по внедрению передовых технологий на Иркутском авиационном заводе, в Иркутскэнерго, РУСАЛе и в других компаниях.
Сегодня университет и его МИП-ы входят в состав нескольких кластеров и десяти технологических платформ. Например, в рамках машиностроительного кластера вузом создается предприятие по производству импортозамещающего инструмента для авиационной промышленности.
У нас есть специалисты, способные вести обучение и привить командам способность совместной работы, дополнительные навыки в области разработки технических решений, бизнес-планирования и профессиональной коммуникации.
Ключевая задача центра НТИ – облегчить поиск талантливой молодежи из абитуриентов и мотивировать их для работы в научно-технической области. Сформировать навыки управления проектами, командной работы и творческой деятельности в области науки и техники.
- Здесь очень многое зависит от востребованности таких специалистов, команд и их разработок. Вот конкретно в Иркутской области будут такие заказчики?
- Они уже есть. В Иркутской области успешно работают ведущие предприятия различных отраслей - лидеры мирового рынка. И со всеми у нас ведется многолетнее активное сотрудничество и в плане подготовки кадров, и в прикладных исследованиях. Так, Иркутский авиазавод использует наши компетенции при запуске производства нового авиалайнера МС- 21. Сегодня на заводе внедрены 20 наших технологий. С энергетиками, нефтяниками, металлургами, горняками созданы базовые кафедры, которые поставили на поток выпуск квалифицированных специалистов. В результате, если раньше процесс адаптации выпускника на предприятии растягивался до пяти лет, то сейчас он сократился до полугода. В этом, конечно, огромная заслуга руководителей корпораций и предприятий. Большинство из них – наши выпускники. Они знают наш потенциал и возможности. Это современные руководители высочайшего уровня, отлично понимающие, что в условиях цифровой экономики, глобальных сетевых коммуникаций именно наш университет становится надежной базой для развития бизнеса. Поэтому наше сотрудничество продолжает развиваться.
Сейчас мы нацелены активно развивать прикладные и, возможно, фундаментальные исследования по тематикам НТИ. Помочь не только крупным предприятиям, но и малому и среднему бизнесу более эффективно применять имеющиеся технологии и разрабатывать новые для повышения экономичности производства. Готовы формировать совместные научно-производственные центры, реализующие комплексные интегральные проекты и ведущие внедрение научно-технических разработок. Мы поставили перед собой эти задачи и начинаем их реализовывать.
- Приведите пример конкретного варианта решения.
- Одна из наших главных задач – встроиться в сетевую экономику, которая развивается бешеными темпами. В течение следующего десятилетия количество серверов во всем мире вырастет в 10 раз, количество информации увеличится в 50 раз. А число IT-специалистов в мире возрастет не более чем в 1,5 раза, дефицит специалистов такого уровня ощущается уже сейчас. Поэтому в новом учебном году, с сентября, мы открываем новую магистерскую программу «Инновационные «облачные» и ЦОД-технологии для прикладных бизнес-задач». В основу программы заложены реальные информационные продукты и услуги, которые используются мировым бизнесом.
Организатор и разработчик программы специалист, который работает на этом рынке 15 лет. Является архитектором, техническим и бизнес руководителем по сетям, продуктам и сервисам, финансовым оценкам и продажей продуктов, связанных с облачными технологиями, хранением, защитой и обработкой больших массивов данных. Обладает серией патентов в области хранения данных. Руководил проектами по ЦОД на территории
США, Японии, Китая, Гонконга, Индии и ряда стран Европы. Программа обучения включает изучение основ ключевых компонентов публичных «облаков» Amazon, Google, Microsoft, продвинутых продуктов и услуг этих компаний. Гибридные и частные «облака» от других производителей. У магистрантов есть уникальная возможность получить специализированные знания по самым перспективным и востребованным направлениям IT мирового уровня.
Магистерская программа рассчитана на 2 года обучения в очной форме. Обучение будет проходить в вечернее время, что позволит повысить квалификацию уже работающим специалистам.
- А конкуренты есть? В каких университетах Сибири есть аналогичная магистратура?
- В России аналогов нет, да и в мире – единицы. Поэтому, предусмотрели обучение зарубежных студентов. Программа ведется на русском и английском. Это, кстати, поможет нам развивать и другие международные образовательные проекты. В частности, мы начинаем внедрять английский для подготовки специалистов в энергетической отрасли.
- Александр Диомидович, в наше стране ничего не делается без участия властей на федеральном уровне.
- Когда министр Дмитрий Ливанов поручил мне исполнять обязанности ректора, он поставил ряд задач, которые необходимо выполнить. В том числе по интеграции ИРНИТУ в новые экономические условия. И благодаря всему коллективу университета нам эти задачи удается решать. ИРНИТУ был и остается флагманом инженерного образования Восточной Сибири.
- Как вы относитесь к критике в свой адрес?
- Это обязательная составляющая всего нового. Не все хотят преобразований. Некоторым спокойней сидеть в обозе, чем занимать новые рубежи. Я не хочу тратить усилия на разного рода интриги, под коверные игры. Государству, нашему университету от этого пользы нет. А мы нашей Политеховской командой мыслим государственными интересами. Наша идеология – думай сначала о Родине, Политехе, а потом о себе. С теми, кто настроен наоборот, нам не по пути. Задачи у нас с ними разные.
Президент Владимир Путин дал четкие приоритеты по развитию науки и образования. Если мы не начнем активную модернизацию нашей системы сейчас, то потом будет поздно. Поэтому мы в ИРНИТУ занимаемся в первую очередь именно совершенствованием деятельности нашего университета. Мы делаем его современной комфортной площадкой не только для образовательного процесса, но и для реализации совместных проектов с бизнесом и властью, что в целом является одной из ключевых составляющих развития Иркутской области.
Реклама