Забайкалье, 6 ноября – АиФ-ВС. Почему Забайкальский край сегодня труднодоступен для инноваций? С какими проблемами сталкиваются изобретатели? На эти и другие вопросы отвечает Виктор МЯЗИН - профессор, доктор технических наук, председатель Забайкальского регионального отделения РАЕН.
Рисковал ради золота
«АиФ-Забайкалье»: - Расскажите о технологии, которая позволила вам получить звание «Заслуженный изобретатель России»?
Виктор МЯЗИН: - Название изобретения «Устройство для обогащения полезных ископаемых», а именно золота. Патент на него был получен в 1981 году под грифом «секретно». Для запуска линии, включающей это устройство, была выбрана одна из драг Соловьевского прииска Амурской области. Нужно понимать, что каждое изобретение имеет степень риска. Пока шёл монтаж оборудования, мы даже сорвали государственный план по добыче золота. Но то, что произошло дальше, - поразило многих. На следующий месяц после запуска было повышено извлечение драгоценного металла на 20 процентов. К всеобщей радости после упущенного - план был перевыполнен. В течение последующих лет нам удалось внедрить изобретение ещё на восьми золотодобывающих объектах. Через семь лет после первого запуска технологии, содержащей устройство, мне присвоили почетное звание «Заслуженный изобретатель РСФСР».
«АиФ-Забайкалье»: - Кстати, на тот момент вы, будучи заведующим кафедрой обогащения полезных ископаемых, уже имели ученую степень доктора технических наук. Это правда, что вы первым предложили создать для внедрения технических разработок студенческие научно-производственные отряды (по примеру известных строительных отрядов)?
В.М.: - Действительно, первые научно-производственные отряды студентов - горняков были созданы на горном факультете Читинского политехнического института по моей инициативе. Во главе каждого отряда «стоял» докторант, старший научный сотрудник или кандидат наук. У них были помощники (комиссары), обычно из числа аспирантов, а уже в их подчинении находились студенты - исследователи. Заключался хозяйственный договор с предприятием, которое обязывалось кормить и содержать отряд, выплачивать заработную плату. Мы, в свою очередь, должны были внедрять патентозащищённые разработки, устройства, которые дали бы реальный экономический эффект. По конечному результату внедрения согласовывалась сумма окончательного расчета. И у нас это получалось. Работа была отлично налажена, и нашим опытом позже стали пользоваться вузы и других регионов страны. В период с 1978 по 1994 годы в Забайкалье, Приморье, Приамурье действовало тринадцать отрядов.
Месторождения законсервированы
«АиФ-Забайкалье»: - Как забайкальским учёным живётся сегодня?
В.М.: - Комфортным для деятельности учёных Забайкалье считать нельзя. У нас не работает система договорных отношений между предприятием и изобретателем. Договорённости носят лишь локальный характер и малоэффективны. Правительство края в наше время ставит задачи, задаёт объёмы работ для региональной промышленности, которые трудно совместить с наукой и инновациями. А почему? Потому что у нас недостаточно развитые предприятия, многие пока еще едва начали осваивать новые технологии. Я как специалист горнорудной промышленности хочу подчеркнуть, что Забайкалье - это, прежде всего, богатейшая минерально-сырьевая база, о чем знает каждый житель края. Но месторождения осваиваются и развиваются медленно, а то и совсем законсервированы. Наблюдается отток и естественное старение квалифицированных кадров.
«АиФ-Забайкалье»: - Мешают, наверное, и трудные климатические условия?
В.М.: - Да, и при всём этом перед учёными ставятся преграды различного характера по
внедрению технологий, изобретений, которые смогли бы повысить производительность в горнодобывающей и перерабатывающей отрасли, без которой, как вы понимаете, региону не выжить. Конечно же, сегодня, по сравнению с 90-ми годами, выросли объёмы добычи, скажем, золота и многих других полезных ископаемых, но при этом край остаётся в состоянии экономической невесомости.
«АиФ-Забайкалье»: - Кто ставит эти «барьеры» перед учёными-изобретателями?
В.М.: - Это целый комплекс причин, включающих в себя и бездействие руководителей предприятий, и незаинтересованность инвесторов, которые приходят в регион, в достаточной реализации социальных программ, и многое другое. Инвесторы занимаются в основном куплей-продажей месторождений, а люди, которые работают и живут трудом на этих территориях, остаются нищими. У нас сегодня остро ощущается «голод» новых технологий, при том, что традиционные себя уже исчерпали. Нужен новый рывок, и учёные могут реально в этом помочь.
Раньше в Забайкалье, как и в других крупных регионах и областях Советского Союза, были так называемые Всесоюзные общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Они собирали воедино все технические идеи, концентрировали их и принимали решение о том, как их реализовывать. Это был управляющий и объединяющий орган. Сейчас его нет. Я, являясь членом научно-технического совета при губернаторе Забайкальского края, неоднократно выступал с предложением и критикой о необходимости возрождении подобного общества, наделённого функциями управления инновациями. Для этого не надо создавать большой аппарат, в нём не должны быть чиновники! Там должны быть только учёные, изобретатели и рационализаторы, и они должны наделяться особыми полномочиями, иметь возможность тесного контакта с предприятиями, проводить анализ состояния техники и технологий, создавать базу данных технических решений и способствовать их внедрению с целью повышения экономических, экологических и технических показателей. Но до сих пор к высказанному мнению, которое также разделяют и другие забайкальские учёные, руководство края так и не прислушалось. О каких инновациях и интенсивном пути развития можно говорить!?
Едут на север, едут на запад
«АиФ-Забайкалье»: - А много ли их осталось, забайкальских учёных? И правда ли, что со своими изобретениями талантливые люди науки из нашего региона уезжают на запад России и там успешно внедряют разработанные ими технологии?
В.М.: - Учёные в Забайкалье были, есть и будут. Они регулярно выступают на конференциях различного уровня во всех регионах России. Объединяющим органом учёных является Забайкальское отделение Российской академии естественных наук, где каждый учёный работает по своему научному направлению. Ежегодно выпускается специальный вестник, где публикуются материалы о новых технических решениях, которые смело можно назвать инновациями XXI века. При этом предлагаются уникальные запатентованные технологии для решения проблемы комплексного использования минерального сырья. Но, к сожалению, ими в регионе почти никто не пользуется. Золото добывается старыми традиционными методами.
Можно отметить положительный факт - старшее поколение учёных «приросло» к Забайкалью. К сожалению, молодых учёных, изобретателей сегодня гораздо меньше, чем корифеев, которые постепенно от нас уходят. Защитив диссертацию, молодые учёные покидают регион либо уходят в бизнес. Поэтому правительство должно делать всё, чтобы заинтересовать молодых, и, в первую очередь материально. Но власть на все вопросы сегодня отвечает - «у нас нет денег». Почему-то далеко не все понимают, что для того, чтобы получить в будущем прибыль, нужно вложить в это средства уже сейчас. Вы правы, молодые учёные уезжают из Забайкалья, не обязательно на запад, бывает, и на север, где их ценят и достойно оплачивают их труд.
«АиФ-Забайкалье»: - А нам что остаётся делать?
В.М.: - Окончательно определиться в выборе перспективных направлений развития. Первостепенным для горнодобывающей и перерабатывающей промышленности должно быть развитие замкнутого цикла производства от добычи до получения готовой продукции. Должен быть открыт путь для внедрения новых технологий, необходимо пустить в отрасль учёных, при этом активно им помогая.
Второе важное направление, которое я бы выделил, - это экология. Сегодня получение ценного металла устаревшими методами наносит ущерб окружающей среде, который в ряде случаев намного выше, чем стоимость самого конечного продукта. И не стоит говорить о том, что край у нас дотационный, поэтому и денег на науку по большому счёту не хватает. И, правда, в других, назовём их более богатыми, регионах учёным работается легче, и это не умаляет тот факт, что будущее развитие - за изобретателями, а значит, мы имеем право потребовать от региональной власти делать всё возможное, а порой и невозможное для их всяческой поддержки.
Досье
Виктор Петрович МЯЗИН родился в 1941 году в Оренбургской области. Окончил Красноярский ордена Трудового Красного Знамени институт цветных металлов имени М.И. Калинина. Автор свыше 80 изобретений и более 400 научных работ.