Примерное время чтения: 7 минут
363

Международные эксперты обсуждают в ИРНИТУ вопросы инженерного образования

Международная сетевая конференция «Междисциплинарность в инженерном образовании: глобальные тренды и концепция управления - СИНЕРГИЯ»  стартовала в ИРНИТУ 11 июля. Организаторами конференции  выступают Министерство образования и науки РФ, Ассоциация инженерного образования России (АИОР), Международное общество по инженерной педагогике (IGIP), Национальный фонд подготовки кадров, а также Европейское общество инженерного образования (SEFI), Международная федерация обществ инженерного образования (IFEES) и ряд российских технических университетов. Генеральный спонсор мероприятия - ПАО «Газпром».

Как сообщалось ранее, научный форум проходит на площадках  пяти  российских технических университетов. Конференция стартовала 24 мая в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), затем инициативу поддержал Российский государственный университет нефти и газа имени И. М.Губкина. 4 июля участников международной конференции принимал Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ), 8 июля - Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). В  ИРНИТУ 11-13 июля организована итоговая пятая сетевая сессия.

Открыл работу конференции президент АИОР, заведующий кафедрой организации и технологии высшего профессионального образования ТПУ профессор Юрий Похолков. Он подчеркнул, что своей основной миссией Ассоциация считает поддержку и развитие инженерного образования в России  во всех проявлениях этого важного для экономки страны направления. Президент АИОР обозначил существующие  проблемы определения места России в международной системе разделения труда.

«Важно понять, что мы даем миру с точки зрения инженерного образования и результатов этой деятельности. России надо найти свое место, - не догонять, а обойти конкурентов. Междисциплинарность является тем инструментом, с помощью которого это можно сделать. Если  мы будем работать в системе междисциплинарности, используя синергетический эффект объединения нескольких дисциплин, то получим лучшие в мире результаты. Тенденции в инженерном образовании всегда меняются. Инженерное образование должно отвечать требованиям окружающей среды, где происходит научно-техническая революция,  возникают новые технологии, являющиеся, в свою очередь,  результатом деятельности выпускников инженерных вузов. Чтобы развивать, грамотно применять технологии, надо постоянно вносить изменения в содержание инженерного образования. Сегодня большой упор делается на компетенции, на деятельную часть образования. Только в практической части появляются компетенции, а  прорывные идеи и отличные результаты возникают на стыке наук. Мы должны учить компетенциям, так как работодателям именно это важно, а не то, что в целом знает выпускник технического вуза.  Международное научно-образовательное сообщество проводит различные общественные слушания,  регулярно обсуждает особенности  инженерного образования. Все полезные  рекомендации мы стараемся применять на практике», -  сообщил профессор Юрий Похолков.

От имени коллектива Иркутского технического университета гостей приветствовал и. о. ректора Александр Афанасьев. Он пожелал участникам конференции успешной и плодотворной работы, позитивного настроения.

Профессор Александр Афанасьев отметил, что конференция посвящена актуальным вопросам развития российской системы образования в условиях интенсивных изменений общества: «В наш высокотехнологичный век образование становится не только необходимым элементом личного роста человека, но и импульсом развития экономики – отраслью, позволяющей стране оставаться на высоких позициях в мире. Поэтому приоритет качественного образования прочно закрепился как часть национальной идеи и стратегии. Свое место в этой стратегии занимает вопрос подготовки специалистов для работы в междисциплинарных командах и проектах. Нам предстоит определить пути обеспечения синергетического эффекта при выполнении глобальных междисциплинарных проектов.  Безусловно, нам необходимо осмыслить международный и российский опыт, чтобы иметь ясное представление об особенностях формирования таких команд  для организации и управления междисциплинарными научными, инновационными и образовательными проектами. Перед многопрофильными университетами, таким образом, возникают ещё и задачи реорганизации учебно-методических комплексов. Желаю конференции «Синергия» найти ответы на  эти важнейшие вопросы, чтобы определиться, каким путём двигаться российским университетам. Уверен, что наша совместная работа даст мощный положительный интегральный эффект».

На открытии конференции также выступили профессор, директор института проблем развития кадрового потенциала ТЭК, советник ректора РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Виктор Шейнбаум, профессор, первый проректор по учебной работе КНИТУ Василий Иванов, профессор Чешского технического университета г. Прага, член Административного Совета Европейского общества инженерного образования (SEFI) Ладислав Мусилек и другие эксперты.

Фото: Из личного архива/ ИРНИТУ

Вице-президент Высшей инженерной школы Порту (ISEP), экс-президент Международной федерации обществ инженерного образования (IFEES) профессор Хосе Карлос Квадрадо отметил, что это его первый визит в Иркутск. Португальскому профессору очень понравился сибирский город. По мнению Хосе Карлоса Квадрадо, Россия выходит на передний план, обгоняя коллег из-за рубежа в вопросах междисциплинарности в инженерном образовании.

«Португалия всегда была открытой страной, поэтому новые веяния,  передовые технологии мы внедряем очень быстро. Вопросы проблемноориентированного, практикоорганизованного обучения являются  предметом ежедневных дискуссий в португальских вузах. Мы очень рады возможности поделиться своим опытом и освоить наработки  российских коллег.   В инженерном образовании нельзя назвать страну-лидера, поскольку каждый регион имеет свои достоинства и недостатки. Принципы  работы нашей международной федерации обществ инженерного образования (IFEES)  - это объединение лучших практик,  преумножение достижений на глобальном уровне. Если говорить об успехах российского образования, то нужно отметить способность вузов адаптироваться к современным вызовам и принимать грамотные управленческие решения, которые приходят из внешней среды. И мы надеемся, что российские коллеги поделятся опытом, как им это удается в очень  непростых условиях», - сказал  Хосе Карлос Квадрадо.

В программу  форума входят пленарные сессии, круглые столы, экспертные семинары и видеоконференции. Иркутский технический университет представит на международной конференции три доклада. Исполняющий обязанности ректора вуза Александр Афанасьев расскажет участникам форума об опыте ИРНИТУ по взаимодействию с бизнес-сообществом.

12 июля участниками пленарной сессии «Междисциплинарные проекты в области ресурсо-эффективных технологий и устойчивого развития (в т. ч. на примере проектов по сохранению природного фонда озера Байкал)»  станут сотрудники кафедры обогащения полезных ископаемых и инженерной экологии ИРНИТУ. Профессор Андрей Богданов расскажет о разработке экологически безопасной технологии утилизации коллоидных осадков ОАО «Байкальский ЦБК». Сообщение аспирантки Анастасии Шатровой будет посвящено перспективам использования золы шлам-лигнина БЦБК для получения клинкера цемента марки М-400.

Участники  конференции смогут  опубликовать статьи по тематике конференции в общероссийском рецензируемом журнале «Инженерное образование», который индексируется в базах данных Web of Science (Russian Science Citation Index), РИНЦ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах