На один день залив Якоби в Иркутске превратился в мини-космодром: 15 апреля оттуда в воздух взлетали модели ракет, в том числе копия тяжёлого «Протона» весом 2,2 кг. Её сделал популяризатор науки иркутянин Олег Шишмаков, который учит моделированию ребят из Центра помощи детям Свердловского района областного центра.
Неудивительно, что «космический» запуск превратился в настоящий праздник: до этого ракеты, собранные подростками, рассекали облака над Иркутском почти тридцать лет назад. На вопрос, почему такая продолжительная «дырка» в ракетном моделировании стала затягиваться только сейчас, Олег Шишмаков пожимает плечами, шутит, что, наверное, звёзды удачно сошлись. Не зря же именно в этом году Иркутск первым в России готовится снова преподавать в школах астрономию. Это, уверены учёные и педагоги, не может пройти бесследно - скорее всего, юные иркутяне и дальше будут интересоваться космосом и грезить о полётах на другие планеты. До такой степени уверены, что даже на памятнике космонавтам, который планируют установить в столице Приангарья, просят оставить место - для фамилий новых героев.
О том, правда ли мальчишки снова мечтают быть космонавтами, когда вырастут, и как «заразить» современных детей любовью к небу, Олег Шишмаков рассказал корреспонденту «АиФ в ВС».
«Ребята, сделайте что-то типа ракеты»
«Гагарин полетел в космос, когда я учился в пятом классе, - рассказывает Олег Сергеевич. - Помню, это был прекрасный солнечный день. Сначала объявили по радио, что он благополучно приземлился, а потом нас вывели на «линейку» на площадь перед школой. Мы тогда ещё толком не понимали: как это - человек в космосе, но был такой восторг, будто это чувство радости шло откуда-то из космоса. Казалось, вот он - прогресс и скоро будут полёты на Луну.
Мы с моим другом Сашей Ленивовым и до этого интересовались небом, читали журналы о космонавтике, авиации - это ведь неразделимые отрасли, одна развивает другую. Над нашей школой на улице Декабрьских Событий заходили на посадку самолёты, нас они очень интересовали, мы прямо ими болели. Помню, ещё будучи первоклассником, я смастерил тупой ножовкой самолёт Ан-2. Мне казалось, получился такой шедевр. А когда началась физика, наш учитель Филипп Самуилович Казанцев, видя наше с Сашей стремление к технике, предложил нам помогать вести лабораторные работы и однажды дал задание: «Ребята, не могли бы вы сделать что-то типа ракеты, чтобы показать классу, как это работает?» Мы в кабинете химии создали какой-то состав горючий, и поделка наша так по классу летала! Хорошо, не задела никого. А на каникулах Саша привёз из «Артека» первую «настоящую» модель ракеты - белую, красивую, с двигателем. Так и началось - первые запуски производили сами на Ушаковке, а потом «пристегнулись» к модельному кружку в областном аэроклубе. Вёл его бывший авиатор Дмитрий Фадеевич Черемисин. Когда он увидел наши модели, сказал: «Если сможете, организовывайте у нас тут ракетный моделизм». Мы были такие воодушевлённые! И уже в восьмом классе я организовал и в своей школе кружок. Думаю, всё это вкупе и привело к тому, что где-то 60% пацанов из нашей школы тогда пошли в авиацию - стали гражданскими, военными лётчиками, инженерами, техниками, девчонки - стюардессами».
Как «разбудить» детскую фантазию?
Дарья Галеева, «АиФ-Иркутск»: Сейчас, говорят, технических специалистов остро не хватает. По-прежнему молодые люди охотнее идут в юристы и экономисты, чем в инженеры и авиаторы. Вы работаете с детьми, они правда больше не мечтают полететь к Луне, когда вырастут?
Олег Шишмаков: Мы действительно пока остаёмся без инженеров, без техников, и СМИ должны как можно чаще об этом говорить. Я иногда читаю лекции о самолётах Ан-24, Ан-26, Ан-32, с которыми авиационная служба свела меня на 15 лет, и из десяти человек, может быть, двое задают вопросы. Активного интереса в глазах и правда пока не вижу. Некоторые дети даже толком не знают, что такое космонавтика. Удивительно: информации вокруг море, но нет доступа к такой, которая могла бы вдохновить пятиклассников, заставить их мечтать о небе, как меня. Посмотрите хотя бы, какие программы показывают по телевизору.
Хотя справедливости ради стоит сказать, что интерес постепенно нарастает у родителей - видимо, они начинают понимать, что все не могут быть менеджерами да бизнесменами, и потихоньку пытаются заинтересовывать детей техникой. Мне даже иногда звонят и предлагают заниматься с кем-нибудь моделированием индивидуально, как репетиторством.
- А астрономия в школах может помочь заинтересовать?
- Думаю, да, здорово, что этот предмет опять появится в школах. Правда наука - это цифры и факты, а мне кажется, детей нужно увлекать ещё и «философией» - рассказывать о планетах, звёздах, космосе такие истории, чтобы они начинали фантазировать. Это же дети. Мы сами раньше, читая братьев Стругацких, Ивана Ефремова, будто бы переносились в этот фантастический мир, мечтали о других планетах. Ими грезил весь Советский Союз.
Вон видите, белый шар лежит на парте? Это будущий глобус Юпитера. Такими «моделями» я пытаюсь заинтересовать девчонок, которые хорошо рисуют. Ещё рассказываю им об американской художнице Памеле Ли: в шестидесятых, будучи девчонкой, она рисовала планеты, спутники, тщательно выписывая ландшафты на них. Хотя тогда ещё никаких «вояджеров» и «хабблов» не было, никто не знал, как это выглядит на самом деле. А когда позже снимки с аппаратов сравнили с её картинами - увидели: один в один. До сих пор загадка, как она так точно предвидела.
К Луне на «Ангаре»
- Сейчас при областном аэроклубе детских модельных кружков нет?
- Нет, хотя сам аэроклуб работает. И техники там полно, но летающей и реально работающей очень мало. Как результат, многим иркутянам показалось, что в прошлом году не совсем удалось авиационное шоу ко Дню Победы. Хотя опять же - интерес был и люди очень хотели увидеть полёты: пробка из 25 тысяч машин тогда растянулась от Маратовского кольца в Иркутске до самого Оёка. С детьми ехали! А шоу не совсем удалось: пилотажный самолёт никак не мог запуститься. Спасли ситуацию авиамоделисты, любители, спортсмены - их техника хорошо летала.
Кстати, как мне стало известно, узнав об этой неудаче, космонавт Анатолий Иванишин, который сам когда-то в этом аэроклубе учился, сказал: «Мы это поправим». Он дал обещание помочь аэроклубу, а я знаю, какой у него характер: раз сказал - значит, точно сделает.
- Мы изготовили макет «Ангары-5», правда он не для запуска - стоит как экспонат в иркутском планетарии. На Луну, по предварительной информации, полетит «Ангара-7»: она очень мощная, у неё взлётный вес больше трёх тысяч тонн. Для такой и на Луну не так сложно. Эта ракета вообще очень функциональна: маленький, лёгонький спутник на орбиту выводит двухступенчатая ракета, блок орбитальной станции - «Ангара-3». Со временем, кстати, тёзка нашей реки полностью заменит «Протон», модель которого мы запускали в Иркутске. Он такой «грузовик»! Ему памятник надо ставить: поднял на орбиту сотни тысяч тонн, притом надёжно, практически без аварий.