В Иркутской области, как и в России в целом, подходит к концу туристический сезон-2016. Предварительные итоги, проблемы и перспективы развития туротрасли региона - в интервью с исполнительным директором ассоциации «Байкальская виза», членом общественной организации «Клуб «Губерния» Татьяной Тененбаум.
- Татьяна Олеговна, «Байкальская виза» - пожалуй, крупнейший туроператор, работающий в Прибайкалье. Через вашу организацию уже много лет проходят достаточно серьёзные потоки туристов. На ваш взгляд, нынешний сезон проходит лучше, чем предыдущие, или, быть может, есть спад турпотока к нам на Байкал?
Не без проблем
- Многие со скепсисом относятся к развитию туризма на Байкале, говоря, что такое количество туристов, в том числе китайских, несёт угрозу экологии.
- Что касается экологии - конечно, во всём должен быть разумный подход. И как ни странно, развитие туризма при правильной организации приведёт к улучшению экологической обстановки. Возьмём, к примеру, остров Ольхон. По мнению членов общественной организации «Клуб «Губерния», на острове должно быть строго регламентированное посещение и передвижение на машинах, чтобы песчаная почва, медленно растущие травы не истреблялись. Остров надо привести в порядок, для того чтобы развивать там экологический туризм. Для этого необходимо разработать регламент посещения, создать инфраструктуру: парковки, домики, экскурсионные маршруты.
- Представители регионального туристического рынка обеспокоены тем, что деньги путешественников не остаются на территории, туристов стало намного больше, а доходы в бюджет вовсе не увеличиваются такими темпами…
- Действительно, вопрос нелегальной работы китайских граждан в сфере туризма в нашем регионе уже встаёт достаточно остро. На том же острове Ольхон есть частные нелегальные гостиницы, принадлежащие, образно говоря, Васе-китайцу, Пете-китайцу, Коле-китайцу, которые кормят приезжих из Поднебесной в кафе, принадлежащих их соотечественникам. Плюс огромное количество гидов-нелегалов... Все деньги идут наличкой, а значит, денежные потоки китайская сторона закрывает на себе, не давая местному туррынку развиваться, и, соответственно, бюджеты разных уровней недополучают налоги. И это очень большая проблема, в первую очередь - из-за несовершенного законодательства. Отрасли необходимо нормальное регулирование, контроль за работой гидов и тех, кто предоставляет экскурсии, так как непонятно, что они там рассказывают, как ведут экскурсии. Должна быть сертификация, должны быть высоченные штрафы, и надзорные органы должны ситуацию контролировать.
- С какими ещё проблемами сталкивается сейчас туристическая отрасль в Иркутской области?
- Проблем много, но основная в том, что в нашем регионе отраслью уже много лет не занимаются серьёзно. В Иркутской области была концепция развития туризма с 2002 года, но её действие закончилось в 2010-м. С тех пор не разработано ни одного документа, который бы определял стратегию развития туризма в регионе! А ведь туризм это не просто развесить указатели. Отрасль, как и тяжёлое машиностроение, требует серьёзного отношения, серьёзных вливаний, серьёзных объектов инфраструктуры, серьёзных объектов показа. Отдельно хочется сказать и о кадрах. Сейчас турбизнес испытывает катастрофическую нехватку квалифицированных специалистов. Нужны профессиональные гиды, администраторы, горничные, официанты. Дефицит вызван в том числе и тем, что почти весь туристический поток идёт в одно время. При этом если развивать отрасль, сделать поток круглогодичным - за счёт различных мероприятий, то занятость населения в гостиничном бизнесе составит 50 000 человек круглый год. При этом отмечу, что в туристической сфере большинство работающих - молодые люди в возрасте 18-24 лет (60%). Реализация туристско-рекреационного потенциала области позволит дать работу и возможности карьерного роста тысячам молодых людей. Это сохранит человеческий ресурс области, оставит в регионе активных людей, позволит привлечь к работе местное население.
Локомотив современной экономики
- Да, к сожалению, в Иркутской области, пока такой отрасли экономики, как туризм, не уделяется должного внимания.
Встреча была очень интересная, в Татарстане туризму уделяется большое внимание. Кроме этого, республика второй год подряд возглавляет рейтинг инвестиционно привлекательных субъектов Российской Федерации. Сейчас формируется рабочая группа, куда войдут и члены нашей общественной организации, для поездки в республику. Мы планируем привезти обратно конкретный опыт по реализации стратегии туризма.
- Как думаете, что надо, чтобы Байкал реально стал великим озером великой страны?
- Думаю, что Байкал и так является великим озером великой страны. Надо просто к нему поменять отношение и начать воспринимать его как объект международного значения всемирного показа. Но пока ни на федеральном, ни на региональном уровне нет отношения к Байкалу как к объекту мирового показа. Необходим глобальный документ, но только работающий документ, как сделать озеро источником дохода, обеспечивающим социальное спокойствие региону. Хочу привести в пример Крым, который к 1 июля 2016 года перешагнул отметку в полтора миллиона туристов, что на 21% больше прошлогодних показателей. Сочи за курортный сезон-2016 рассчитывают принять более 6 млн туристов - и это город меньше Иркутска. Представляете, какие там доходы, какая занятость населения? При этом ущерб для экологии сведён к минимуму, так как всё продумано.
Зачем едут люди на Байкал?
- В Сочи, Крым едут в первую очередь за пляжным отдыхом. А сейчас какой вид туризма наиболее популярен в Прибайкалье?
- Традиционно 70% отдыхающих на Байкале - местное население. А местное население и иностранцы - две разные категории туристов. Для приезжих это познавательный, экскурсионный туризм. Для нас - прежде всего просто отдых, когда мы всей семьёй, с друзьями выезжаем на природу полюбоваться красотами, подышать свежим воздухом, порелаксировать, да и покупаться в чистой воде, несмотря на то что она достаточно холодная. Также традиционно на Байкале популярен водный туризм. И его в любом случае надо развивать - строить новые причалы, паромы, разрабатывать интересные экскурсионные маршруты на воде. Спрос на круизы достаточно стабилен, многие хотят посмотреть Байкал именно с корабля, увидеть разные берега.
Но в первую очередь надо развивать событийный туризм, это - мировой тренд. Турист хочет стать участником какого-то действия. И это не обязательно чемпионат, фестиваль или праздник. Это может быть агротуризм, когда путешественник живёт в крестьянском доме, дёргает редиску в огороде или зимой топит печку, в общем - приобщается к сельской жизни. Именно событийный туризм поможет снизить фактор сезонности. Гости из других стран, городов готовы ехать к нам за интересными событиями. Например, в этом году на Байкале вновь прошла «Зимниада», и отели, и магазинчики, и туротрасль в целом почувствовали эффект. Корейцы, китайцы, французы приехали, чтобы посмотреть на зимний Байкал, поучаствовать в подлёдной рыбалке.
- Генеральная ассамблея ООН провозгласила 2017 год Международным годом устойчивого туризма. Что это значит?
- Мировые лидеры признали, что именно туризм может быть главным инструментом достижения глобальных целей в экономике, социальном развитии и экологии. Насколько я знаю, сейчас эта сфера экономики уже заняла третье место по экспорту в мире. После топливно-энергетической и химической промышленностей! Естественно, уже никуда не деться от такого фактора, как растущий спрос на туристические услуги. У людей есть свободное время, и если есть свободные деньги, то многие тратят их именно на путешествия, ведь это, пожалуй, лучший вид досуга. Ты не просто отдыхаешь, а познаёшь другие страны, менталитет, культуру. И нашему региону надо быть в тренде.
Смотрите также:
- Огранка для «бриллианта». Может ли Иркутск стать центром туризма на Байкале →
- Туристический бум. Как из Байкала делают бренд для любителей путешествовать →
- Чему могут поучиться иркутяне у иорданцев? →