Комфортно, интересно и выгодно. Людям нужен событийный туризм

70% отдыхающих на Байкале - население Иркутской области. © / Антон Андреев / АиФ

В Иркутской области, как и в России в целом, подходит к концу туристический сезон-2016. Предварительные итоги, проблемы и перспективы развития туротрасли региона - в интервью с исполнительным директором ассоциации «Байкальская виза», членом общественной организации «Клуб «Губерния» Татьяной Тененбаум.

   
   

- Татьяна Олеговна, «Байкальская виза» - пожалуй, крупнейший туроператор, работающий в Прибайкалье. Через вашу организацию уже много лет проходят достаточно серьёзные потоки туристов. На ваш взгляд, нынешний сезон проходит лучше, чем предыдущие, или, быть может, есть спад турпотока к нам на Байкал?

- Конечно, этот сезон насыщенней, чем в прошлом году: гостиницы не только нашей ассоциации «Байкальская виза», но и в целом по Прибайкалью заполнены на 90, а то и 100%. И в основном приехали туристы из Китая. Не могу не отметить рост внутреннего туризма. Но здесь двоякая ситуация. С одной стороны, с закрытием Турции, Египта интерес к поездкам внутри России увеличился. Но, с другой - летом авиакомпании стабильно завышают цены и стоимость билета в обе стороны достигает 50-70 тысяч рублей на одного человека. Это делает наш Байкал почти недосягаемым для туриста из центральной России. Соответственно, мы не можем конкурировать с теми же Крымом, Сочи, Золотым Кольцом. Поездка на Байкал становится роскошью. Поэтому и получается, что в таких условиях фактически одна надежда - на китайский туризм, на данный момент он спасает отрасль. Если ничего не делать по снижению стоимости авиабилетов, то на внутренний туризм нам можно не надеяться. Как мне кажется, ситуацию надо менять... Тем более, что президент России Владимир Путин не раз отмечал в своих выступлениях, что надо развивать именно внутренний туризм, отдых в России должен быть комфортным, интересным и выгодным для самих россиян.

Не без проблем

- Многие со скепсисом относятся к развитию туризма на Байкале, говоря, что такое количество туристов, в том числе китайских, несёт угрозу экологии.

- Что касается экологии - конечно, во всём должен быть разумный подход. И как ни странно, развитие туризма при правильной организации приведёт к улучшению экологической обстановки. Возьмём, к примеру, остров Ольхон. По мнению членов общественной организации «Клуб «Губерния», на острове должно быть строго регламентированное посещение и передвижение на машинах, чтобы песчаная почва, медленно растущие травы не истреблялись. Остров надо привести в порядок, для того чтобы развивать там экологический туризм. Для этого необходимо разработать регламент посещения, создать инфраструктуру: парковки, домики, экскурсионные маршруты.

50 тыс. чел. могут быть заняты в турбизнесе круглый год. Фото: www.globallookpress.com

- Представители регионального туристического рынка обеспокоены тем, что деньги путешественников не остаются на территории, туристов стало намного больше, а доходы в бюджет вовсе не увеличиваются такими темпами…

- Действительно, вопрос нелегальной работы китайских граждан в сфере туризма в нашем регионе уже встаёт достаточно остро. На том же острове Ольхон есть частные нелегальные гостиницы, принадлежащие, образно говоря, Васе-китайцу, Пете-китайцу, Коле-китайцу, которые кормят приезжих из Поднебесной в кафе, принадлежащих их соотечественникам. Плюс огромное количество гидов-нелегалов... Все деньги идут наличкой, а значит, денежные потоки китайская сторона закрывает на себе, не давая местному туррынку развиваться, и, соответственно, бюджеты разных уровней недополучают налоги. И это очень большая проблема, в первую очередь - из-за несовершенного законодательства. Отрасли необходимо нормальное регулирование, контроль за работой гидов и тех, кто предоставляет экскурсии, так как непонятно, что они там рассказывают, как ведут экскурсии. Должна быть сертификация, должны быть высоченные штрафы, и надзорные органы должны ситуацию контролировать.

   
   

- С какими ещё проблемами сталкивается сейчас туристическая отрасль в Иркутской области?

- Проблем много, но основная в том, что в нашем регионе отраслью уже много лет не занимаются серьёзно. В Иркутской области была концепция развития туризма с 2002 года, но её действие закончилось в 2010-м. С тех пор не разработано ни одного документа, который бы определял стратегию развития туризма в регионе! А ведь туризм это не просто развесить указатели. Отрасль, как и тяжёлое машиностроение, требует серьёзного отношения, серьёзных вливаний, серьёзных объектов инфраструктуры, серьёзных объектов показа. Отдельно хочется сказать и о кадрах. Сейчас турбизнес испытывает катастрофическую нехватку квалифицированных специалистов. Нужны профессиональные гиды, администраторы, горничные, официанты. Дефицит вызван в том числе и тем, что почти весь туристический поток идёт в одно время. При этом если развивать отрасль, сделать поток круглогодичным - за счёт различных мероприятий, то занятость населения в гостиничном бизнесе составит 50 000 человек круглый год. При этом отмечу, что в туристической сфере большинство работающих - молодые люди в возрасте 18-24 лет (60%). Реализация туристско-рекреационного потенциала области позволит дать работу и возможности карьерного роста тысячам молодых людей. Это сохранит человеческий ресурс области, оставит в регионе активных людей, позволит привлечь к работе местное население.

Нужно сделать так, чтобы путешественники ехали к нам не только летом, но и зимой. Фото: Из личного архива

Локомотив современной экономики

- Да, к сожалению, в Иркутской области, пока такой отрасли экономики, как туризм, не уделяется должного внимания.

- Это действительно так, но сейчас не будем говорим, почему так произошло и кто виноват. Главное - что делать?  «Клуб «Губерния», около года назад начал работу над Концепцией развития туризма в Прибайкалье, презентация которой уже прошла в Общественной палате области. Отмечу, что мы получили положительные отклики о нашей концепции от представителей туриндустрии региона, а также областного правительства и агентства по туризму. Инициатором создания документа стал председатель «Клуба «Губерния», президент ассоциации «Байкальская виза» Дмитрий Матвеев. Я, если честно, давно не встречала человека, так искренне болеющего за регион. Это объясняется, в принципе, довольно просто. И Дмитрий Геннадьевич, и многие другие члены нашей общественной организации приняли для себя решение, что уезжать куда-либо из Приангарья они не планируют. А значит, должны сделать всё, что могут сделать общественники, чтобы жизнь в регионе улучшилась. С точки зрения экономического развития, туризм, по нашему мнению,- один из самых эффективных способов подтолкнуть территорию к движению вперёд и снять социальную и экономическую напряжённость. Ведь эта отрасль имеет огромный мультипликативный эффект: туристы привозят к нам деньги, которыми расплачиваются в гостиницах, ресторанах, магазинах, а это прямая поддержка гостиничного, ресторанного бизнеса и торговли. По сути, туристы дают этим направлениям работу. Но ведь и другие отрасли при этом получают развитие: строительство, дороги, транспорт, сельское хозяйство. У людей будет работа, вырастут доходы и общее благосостояние. В итоге от развития одного сектора экономики выиграет целый регион. Кроме этого, основной задачей в развитии туризма я вижу распределение потоков по всем месяцам года, а не так как сейчас: принимаем путешественников ударно 2-3 месяца, потом - простой. Ни один объект показа, ни одна гостиница не может выдержать такой график. В июле Клуб «Губерния» принимал в Иркутске делегацию из Татарстана. По приглашению губернатора региона Сергея Левченко к нам приехали заместитель премьер- министра республики Василь Шайхразиев, а также его помощник Рамиль Закиев и уполномоченный при президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов. Они обсудили вопрос подписания договора о сотрудничестве между нашими регионами.

Встреча была очень интересная, в Татарстане туризму уделяется большое внимание. Кроме этого, республика второй год подряд возглавляет рейтинг инвестиционно привлекательных субъектов Российской Федерации. Сейчас формируется рабочая группа, куда войдут и члены нашей общественной организации, для поездки в республику. Мы планируем привезти обратно конкретный опыт по реализации стратегии туризма.

- Как думаете, что надо, чтобы Байкал реально стал великим озером великой страны?

- Думаю, что Байкал и так является великим озером великой страны. Надо просто к нему поменять отношение и начать воспринимать его как объект международного значения всемирного показа. Но пока ни на федеральном, ни на региональном уровне нет отношения к Байкалу как к объекту мирового показа. Необходим глобальный документ, но только работающий документ, как сделать озеро источником дохода, обеспечивающим социальное спокойствие региону. Хочу привести в пример Крым, который к 1 июля 2016 года перешагнул отметку в полтора миллиона туристов, что на 21% больше прошлогодних показателей. Сочи за курортный сезон-2016 рассчитывают принять более 6 млн туристов - и это город меньше Иркутска. Представляете, какие там доходы, какая занятость населения? При этом ущерб для экологии сведён к минимуму, так как всё продумано.

Зачем едут люди на Байкал?

- В Сочи, Крым едут в первую очередь за пляжным отдыхом. А сейчас какой вид туризма наиболее популярен в Прибайкалье?

- Традиционно 70% отдыхающих на Байкале - местное население. А местное население и иностранцы - две разные категории туристов. Для приезжих это познавательный, экскурсионный туризм. Для нас - прежде всего просто отдых, когда мы всей семьёй, с друзьями выезжаем на природу полюбоваться красотами, подышать свежим воздухом, порелаксировать, да и покупаться в чистой воде, несмотря на то что она достаточно холодная. Также традиционно на Байкале популярен водный туризм. И его в любом случае надо развивать - строить новые причалы, паромы, разрабатывать интересные экскурсионные маршруты на воде. Спрос на круизы достаточно стабилен, многие хотят посмотреть Байкал именно с корабля, увидеть разные берега.

Но в первую очередь надо развивать событийный туризм, это - мировой тренд. Турист хочет стать участником какого-то действия. И это не обязательно чемпионат, фестиваль или праздник. Это может быть агротуризм, когда путешественник живёт в крестьянском доме, дёргает редиску в огороде или зимой топит печку, в общем - приобщается к сельской жизни. Именно событийный туризм поможет снизить фактор сезонности. Гости из других стран, городов готовы ехать к нам за интересными событиями. Например, в этом году на Байкале вновь прошла «Зимниада», и отели, и магазинчики, и туротрасль в целом почувствовали эффект. Корейцы, китайцы, французы приехали, чтобы посмотреть на зимний Байкал, поучаствовать в подлёдной рыбалке.

- Генеральная ассамблея ООН провозгласила 2017 год Международным годом устойчивого туризма. Что это значит?

- Мировые лидеры признали, что именно туризм может быть главным инструментом достижения глобальных целей в экономике, социальном развитии и экологии. Насколько я знаю, сейчас эта сфера экономики уже заняла третье место по экспорту в мире. После топливно-энергетической и химической промышленностей! Естественно, уже никуда не деться от такого фактора, как растущий спрос на туристические услуги. У людей есть свободное время, и если есть свободные деньги, то многие тратят их именно на путешествия, ведь это, пожалуй, лучший вид досуга. Ты не просто отдыхаешь, а познаёшь другие страны, менталитет, культуру. И нашему региону надо быть в тренде.

Смотрите также: