Наш гость рассказал, как преображаются после экспедиции современные 17-летние мальчишки, чем они отличаются от своих сверстников прошлых лет и как можно творить историю, будучи ещё школьником.
Сибиряка Сеченова хорошо знают за пределами Иркутской области и даже страны. В архиве нашего героя хранится письмо от четвероклассников из-под Кургана: «На школьной линейке мы рассказали о вас и вашем отряде, важной работе, которую делаете. Вы настоящий защитник Отечества. Мы гордимся вами».
Центральное телевидение Японии сняло целый документальный фильм о том, как вместе с саянскими школьниками историк изучал жизнь пленных японцев в Сибири. Но больше всего о нашем земляке вам, пожалуй, расскажут в Монголии.
Туда иркутский исследователь выезжает уже пять лет подряд - восстанавливает картину «неизвестной войны» 1939 года между СССР и Японией на монгольской реке Халхин-Гол. В его архиве - почти тысяча снимков. Поговаривают, что это самое большое собрание от Урала до Дальнего Востока. Благодаря Игорю Сеченову и его бойцам (именно так называет наш собеседник своих ребят) на монгольской земле появилось уже три памятника советским солдатам, вот-вот должны поставить четвёртый. И главное - почти полсотни пропавших без вести воинов теперь, спустя семьдесят лет, обрели братскую могилу.
О событиях той, почти забытой войны наш гость говорит с потрясающей точностью, навскидку называет десятки дат и имён.
- Да у вас просто энциклопедическая память!
- Это моя жизнь, - улыбается в усы педагог. Он рассказывает, что в молодости даже предположить не мог, что свяжет жизнь со школой и историей: - Становиться педагогом я точно не собирался, у нас в семье и так четыре школьных учителя - мама, тётя и две моих двоюродных сестры. Я же планировал поступать в Ленинград на кораблестроение. И буквально в день последнего звонка наш физрук Валентин Иваныч убедил пойти… на истфак педагогического - мол, сам учился, там здорово. Когда я пришёл домой и рассказал об этом своей маме, она долго не могла поверить.
Кстати: | |
---|---|
В экспедициях перед своими бойцами наш герой ставит три задачи. По важности он располагает их в таком порядке - вернуться домой живыми и здоровыми, не опозорить родину за рубежом и выполнить полевые работы. |
Так будущий создатель поискового отряда отправился учиться на преподавателя истории. А вскоре произошло ещё одно знаковое событие - после 1-го курса Игоря Сеченова отправили на военную службу в монгольский город Баганур.
Очарованный Монголией
- Впервые оказавшись в Монголии в конце ноября, я смотрел вокруг и думал: «Мама дорогая, куда я попал?» Ни крупного холма, ни деревца, сверху - серое низкое небо... Началась служба, незаметно подкралась первая весна. И я впервые заметил, как прекрасна цветущая степь. Солдатам некогда наблюдать эту красоту, но между делом ты видишь, как побежала леса, как полетели журавли, как бурлит жизнь вокруг тебя, - с наслаждением вспоминает Игорь Вячеславович. Семь лет назад «монгольские» воспоминания вылились в художественную книгу «Новобранец».
Окончив институт, наш герой поступил учиться в экономическую академию, в лихие «девяностые» поработал на нефтеперерабатывающем предприятии. А после всё-таки отправился преподавать в саянскую школу. Там кроме истории учил детей обществознанию, географии и ОБЖ. Тогда и появился первый поисковый отряд «Байкальский следопыт».
Уже четыре года Игорь Сеченов живёт в Иркутске и преподаёт в авиационном техникуме. Недавно его отряд «Восточный рубеж» в очередной раз вернулся из Монголии, в сентябре отправится туда снова - на международную конференцию, посвящённую боям на Халхин-Голе. Войти в число поисковиков для молодых людей - большая честь, отбор длится почти год.
«Они учатся ответственности»
- Есть такое чиновничье заблуждение: мол, отправляться на поисковые работы должны те, кто прошёл какой-то конкурсный отбор. Я считаю, что нужен не аукцион, а специальная подготовка, которая начинается ещё осенью. Студенты едут на свой первый турслёт, я смотрю, как они себя ведут в нестандартных ситуациях, где нужно работать в команде. После мы ходим в походы разной сложности, ночуем на льду Байкала, приводим в порядок памятники и кладбища… - перечисляет историк. - При этом все знают, что у меня нет любимчиков. Отношение к каждому должно быть справедливым, только так дети смогут адекватно реагировать на те или иные просьбы.
Игорь Сеченов говорит, что беда сегодняшнего поколения в том, что эффектность ценится выше эффективности. Большинству нужен сиюминутный результат, быстрое впечатление, пиар… Когда уж тут задумываться о вечном?
В это время мы смотрим «полевые» фотографии. На одной, прямо среди зарослей бурьяна и пырея, под открытым небом - желтоватые человеческие кости. На другой - лица мальчишек, повзрослевших за одно полевое лето.
- За время экспедиции они как-то резко, сразу и быстро меняются. Будто за месяц прошли армию - но не современную, российскую, а ту, советскую, где полагалось служить три года, - рассуждает наш гость. - Я вижу и чувствую, что эти люди способны сами ответственно строить свою жизнь. Они не ждут, когда кто-то придёт и принесёт, как сегодня делают многие взрослые люди… Знаете, они умеют принимать решения. Но, к сожалению, я и сегодня не могу объяснить многим чиновникам, насколько такие ребята ценны для всего государства.
До сих пор у отряда, известного в нескольких странах, возникают денежные трудности с выездом за рубеж. А вот военные «сеченовских» выпускников уже оценили - пограничники предлагают молодым людям из отряда в перспективе служить в их войсках.
…Можно ли привить подросткам любовь к истории? У нашего героя только один ответ: молодые люди должны сами понять, что делают эту историю. И они, семнадцатилетние, чувствуют это, когда оставляют свои имена на протоколах, когда ставят монументы своим землякам, когда возвращают имена из небытия.
Смотрите также:
- Кровь истории. Иркутянка хранит в архиве память о тысячах репрессированных →
- Женщина спасает от забвения затерянные в архивах имена и судьбы →
- Иркутяне запрограммировали свою семью на счастье 50 лет назад →