Со своими детьми подругому мамапедагог не называет родных пятиклассников она проводит не только школьные будни, но и каникулы.
Чтобы встретиться с Оксаной Станиславовной, нам пришлось ехать на Байкал - за 150 км от Шелехова, где ребята отдыхали последние дни лета под присмотром классного руководителя: утром - поход, днём - купание в озере, вечером баня и дискотека.
- Муж уже давно привык, что меня практически нет дома, я всегда куда-то мчусь, лечу. Но без этого не могу, сразу становлюсь несчастной. А когда выиграла машину (главный приз на конкурсе «Учитель года». - Ред.) и премию губернатора 250 тысяч рублей, вообще начал уважать мою работу, - смеётся Оксана Станиславовна. Теперь она не только учитель, но и водитель: прошла курсы, получила права, хотя раньше даже желания не было сесть за руль. Сейчас подарок обязывает…
Виноваты взрослые
Во второй шелеховской школе Оксана Горностаева старожил, она пришла сюда 19 лет назад молодой девушкой после истфака госуниверситета. В начале 90-х с работой было туго, поэтому выбирать не приходилось. А со временем так влюбилась в свою профессию, что менять её и в мыслях не было. Хотя однажды всё-таки пробовала - ушла на чиновничью должность директора информационно-аналитического образовательного центра. Зарывшись в бумагах, документах и таблицах, кое-как продержалась три месяца и снова вернулась в школу, к детям.
- Оксана Станиславовна, старшее поколение всегда ругает младшее: мол, молодёжь нынче не та, дети раньше были лучше, умнее, более воспитанные. За 19 лет педагогического стажа замечаете такой регресс?
- Нет, нисколько. Каждое поколение особенное, и нельзя сказать, что оно хуже или лучше предыдущего. Дети всегда интересные, искренние, добрые, порядочные. У них можно многому учиться. Я не встречала отъявленных бандитов и хулиганов. Даже если у ребёнка есть какие-то проблемы, они имеют абсолютно объективные корни - это неурядицы в семье, в общении со сверстниками. Ребёнок может быть недолюбленный, недокормленный. Причина всегда не в нём, а в нас - взрослых.
- Сейчас главным врагом детей называют компьютер. Из-за него школьники не умеют разрешать конфликты, сотрудничать, объясняться. Например, если ты во дворе поругался с приятелем, то надо идти мириться или выяснять отношения дальше. А в Интернете можно просто не отвечать или заблокировать контакт.
- Конечно, однозначного ответа о пользе и вреде компьютера нет. Но совершенно очевидно, что он даёт большие возможности, расширяет кругозор ребёнка. Другое дело, что родители должны контролировать, сколько часов и на каких ресурсах проводит время их чадо, а не радоваться: «Слава богу, сын занят, не требует к себе внимания». Мы сами виноваты в том, что сын или дочь сидят днями в Интернете. Дети очень быстро вырастают. По сути, в 14-15 лет подростку уже практически не нужны родители, в 16 у него вообще своя жизнь, в которую он захочет - пустит, а захочет и не пустит взрослых.
Новшества как данность
- Не могу не спросить о вашем отношении к ЕГЭ. Сегодня его не ругает только ленивый.
- Есть плюсы и минусы. Но, честно говоря, плюсов я вижу больше. Во-первых, это некий этап взросления, ответственное испытание, пройдя которое, выпускники вырастают в своих глазах. Они испытывают удовольствие и чувство уважения к себе: «Я справился, я смог». И зря говорят, что современные дети не умеют рассуждать, дискутировать, писать сочинение. Школа как учила этому, так и учит.
Всем известно, как раньше сдавали традиционные экзамены - не всегда честно, не всегда объективно. ЕГЭ - это более объективная форма оценки. Плюс и в том, что ребята могут выбирать из пяти вузов. У них появляется больше свободного времени, не нужно повторно испытывать стресс на вступительных экзаменах в институт, как это было раньше.
Конечно, много претензий к содержанию заданий. Я, как историк, могу сказать, что по истории вопросы бывают не по существу, например - требуется вспомнить какие-то абсолютно незначимые детали, тонкости. На мой взгляд, дети должны знать ключевые даты, характерные тенденции определённого периода.
ЕГЭ - это данность. Можем хвалить его или ругать, но не можем игнорировать. Мы должны включаться в этот процесс и жить с ним. То же самое со школьной формой. Не надо делать из этого трагедию. Мы же в своём детстве ходили в форме. Конечно, сейчас сложно перестроиться, но это вопрос времени. Да, заставлять шить единую форму неправильно, у всех родителей разные возможности. Достаточно соблюдать деловой стиль в одежде.
- А как вам идея ввести единый учебник по истории?
- Пока непонятно, по какому принципу он станет составляться. Но явно, что мнение рядового провинциального учителя никто не спросит. Хотя, думаю, единый учебник нисколько не свяжет нам руки. У педагога всегда есть возможность дать больше, выйти за установленные рамки. Всё зависит от учителя, а не от учебника. Если педагог не согласен с точкой зрения автора, он должен сказать об этом детям и предложить познакомиться со всеми взглядами на спорный вопрос. Они сами решат, какой точки зрения придерживаться. Сейчас очень много возможностей достать любую литературу, проверить любую информацию. Порой увлечённые предметом ученики гораздо больше знают, чем учитель.
- Сейчас делается упор на индивидуальный подход к обучению, учитывая склад ума каждого ученика, его способности и таланты. Реально ли это, когда в классе 25 -30 человек?
- Сложно, но помогает опять же Интернет. Если детям не хватает материала, который даёт учитель в школе, они могут заниматься дистанционно. Ребята получают пароль, выходят на сайт, где расписаны уроки, задания, тесты. Я также проверяю их работу дома, отвечаю, консультирую.
- Принято считать, что образование - это услуга, соответственно, учитель - продавец знаний, родитель - покупатель. В лучшем случае они торгуются, в худшем - ругаются. Чувствуете на себе подобное потребительское отношение?
- Есть такие тенденции. Но не стоит впадать в панику. Это особенности профессии, к ним надо быть готовым. Учителю всегда сложнее всего находить общий язык с администрацией и родителями. У нас в школе главный человек - родитель. И я считаю - правильно. Мамы и папы сейчас очень грамотные, креативные. Иногда они предлагают что-то невероятное, объединяются и с лёгкостью реализуют это. Но таких активистов, к сожалению, мало.
Прогресс не на пользу?
- Оксана Станиславовна, чего не хватает современной школе? В техническом, материальном, идеологическом плане?
- Моё глубокое убеждение - не хватает родителей, это наша беда. Я в нынешнем году была в Японии с делегацией школьников, вернулась в таком восторге. Там две главные ценности - дети и старики. Мы, в отличие от японцев, как-то разобщены. У нас появилась иллюзия в жизни, что мы будем вечно молодыми, никогда не состаримся, поэтому о старшем поколении заботиться не надо. Дети тоже брошены, предоставлены сами себе. Родители работают до вечера, а воспитание перекладывают на школу, на учителя. При этом сердятся на педагогов, предъявляют им претензии. Я не знаю, как так сделать, чтобы родители повернулись к своему чаду. Задумайтесь: средняя продолжительность жизни человека 75 лет, из них на ребёнка мы тратим 12-15 лет. Это ведь совсем мизер.
В техническом плане в школе сейчас интересно работать, есть всё: новые учебники, проекторы в каждом классе, компьютеры, электронные доски, wi-fi. Один мой ученик несколько лет назад участвовал в конкурсе «Ученик года» и в эссе на тему «Школа будущего» придумал голограммы. Например, изучаем Бородинское сражение на уроке истории - включаем голограмму, и мы уже на Бородинском поле. На географии можно опуститься на дно океана, а на биологии - «погулять» по желудку человека. У меня такое чувство, что мы до этого доживём. Хотелось бы…
Однако, несмотря на технический прогресс, остаётся проблема в качестве знаний. Выпускники показывают не лучшие результаты на экзаменах. Только единицы набирают 70-80 баллов на ЕГЭ, основная масса едва перешагивает минимальный порог. Поэтому главная задача для школы сегодня - повышение качества знаний.
Смотрите также:
- Географ с глобусом в «мобиле». Учитель года-2016 считает телефон помощником →
- Сила учителя. Почему школа превращается в клетку со львами? →
- Учитель сегодня «в загоне» →