Размах крыльев. Чем живет отдаленный северный аэропорт?

Без малой авиации нашему региону обойтись просто невозможно, но подрезанные в девяностые крылья некоторые авиапредприятия расправить так и не смогли.

   
   

Чем сейчас живут небольшие иркутские аэродромы - об этом накануне Дня гражданской авиа-
ции корреспондент «АиФ-Иркутск» поговорил с генеральным директором ОАО «Аэропорт Усть-Кут» Владимиром Бузиковым.

Андрей Москов, «АиФ-Иркутск»: - Владимир Иннокентьевич, несмотря на массовый развал аэропортового хозяйства в стране, ваш работает по сей день. В чём секрет?

Владимир Бузиков: - На самом деле, наш аэропорт сейчас - это несколько организаций. Аэронавигация - отдельный коллектив диспетчеров, управляющих воздушным движением, и «наземников», обеспечивающих связь и радионавигацию. Топливо-заправочный комплекс - это другая «контора». Метеослужба - ещё одна. Ну, а непосредственно мы - ОАО «Аэропорт Усть-Кут» - занимаемся обслуживанием здесь воздушных судов и пассажиров, отправкой багажа, почты и грузов. Ну и, разумеется, подготовкой самого аэродрома. Мы - это примерно 150 человек, а вместе со всеми службами человек, наверное, триста.

- Судя по вашему голосу - это немного в сравнении с былыми временами?

- Имею право сравнивать! Я в аэропорту тридцать шестой год - пришёл сюда работать в 1980 году инженером. Так вот, у нас тогда один только лётный отряд был 120 человек! Здесь базировались 18 вертолётов, десять АН-2 и один АН-24! А теперь Усть-Кутского авиаотряда больше нет в принципе.

В «застойные» времена едва ли не в каждой деревне Приангарья были взлётно-посадочные полосы. Фото: Из личного архива аэропорта.

- А кто летает?

   
   

- Другие компании. Нас всех разделили на аэропорты и авиакомпании - наземников отделили от воздуха. Всех искромсали, хотя… Вот, «АэроБратску» удалось остаться единым коллективом.

Досье:
Владимир Бузиков родился в 1957 году в селе Евдокимово Иркутской области. Закончил Киевский институт инженеров гражданской авиации. В 1980 году принят на работу в аэропорт г.Усть-Кута радиоинженером. В настоящее время - генеральный директор ОАО «Аэропорт Усть-Кут».

«Развалины Сталинграда»

- Разделить полномочия аэропортов между несколькими организациями - может, для многих это было единственным способом выжить в то время?

- Но ведь почти все авиапредприятия по северу закрылись, обанкротились! В Усть-Илимске - стотысячном городе - был аэропорт, который построили югославы, - красивейший аэровокзал, вышка и оборудование импортные! И от него ничего не осталось! Сейчас там «развалины Сталинграда» - только фотографироваться. Летает одна «Сесна-208», девять человек возит. Хотя полоса ещё осталась! С Железногорском - та же история. Я уже не говорю про отдалённые деревни. В своё время в каждой имелась взлётно-посадочная полоса, было авиасообщение, летали АН-2 или вертолёты. А сейчас транспортного сообщения практически нет и картина получается очень печальная. Например, в армию призывают парней из северных деревень, представляете - они читать не умеют! Там в некоторых посёлках школ нет и никогда не было, но раньше детей собирали и самолётом отвозили в интернаты - в Усть-Кут или Верхнемарково, а теперь перестали. Сейчас, если родители могут отправить ребёнка учиться в другой посёлок - он грамотный, не могут - всё, неуч. Так же и с медицинским обслуживанием.
Да и в самом Иркутске такой объединённый авиаотряд был! Семь ИЛ-76, двадцать пять ТУ-154, АН-24 - около тридцати машин, АН-2 - десятки! Как и вертолётов. И всё работало! Двенадцать ежедневных рейсов на Москву! По всей Восточной Сибири, Якутии и Дальнему Востоку - в каждую деревню летали!

 Фото: Из личного архива аэропорта.

- Но деревня вымирает, и гонять в отдалённые сёла самолёт стало действительно нецелесообразно.

- Но люди-то там остались! Живут, их же нельзя бросать! Вы посмотрите, сколько вдоль по Лене населённых пунктов. Зимой какие-то машины туда ещё могут доехать, летом нет. Раньше было ещё водное сообщение, а потом и речники сказали, что им невыгодно - дорого. Тогда людей куда-то переселите, хоть что-то с этим сделайте. Ведь бросили их! В «застойные времена» мы по нескольку раз в месяц летали на «санзадания» - привозили больных из отдалённых посёлков. А сейчас я представляю, каково там людям - больниц-то нет! В Верхнемарково - две тысячи населения и закрыли поликлинику! Ближайшая больница за 130 километров в Усть-Куте. Люди приедут, очередь займут, а не успеет врач принять - возвращаются и на следующий день опять едут. Раньше в Верхнемарково был вполне нормальный аэропорт, но сейчас только вахтовики летают, пассажирских рейсов нет.

Аэропорт Усть-Кут Фото: Из личного архива аэропорта.

Без объяснения причин

- Если честно, как на фоне других авиапредприятий выглядит Усть-Кут?

- Ни шатко, ни валко. Но в 2004-2007 годах в месяц вообще всего по 18-20 вылетов было. Работали, по сути, три дня в неделю. А сейчас у нас ежедневные, кроме воскресенья, рейсы в Иркутск, плюс вахтовые перевозки. Пассажиропоток зависит от работы нефтяников и газовиков. Если Ковыкту начнут активно осваивать - думаю, значительно поднимемся, если нет… Значит нет.

- Без оглядки на то, как раньше было здорово, что нужно сделать, чтобы привести в порядок нашу малую авиацию?

- А для этого уже есть федеральная целевая адресная инвестиционная программа реконструкции аэродромов в 2010-2020 годах, и там все наши аэропорты: Усть-Кут, Киренск, Братск, Бодайбо, Мама - все были…

- В каком смысле «были»? А сейчас?

- Сначала мы стояли в плане на 2014-2015 годы. Потом всех нас вдруг почему-то передвинули на 2016-2017 годы. В этом году должны были выделить деньги на проектирование взлётно-посадочных полос и рулёжных дорожек, а в следующем году должно было начаться строительство. Но и в этом году нас в программе почему-то не оказалось. Даже Братска, у которого уже и проект готов. При этом никаких официальных объяснений мы не услышали.

Фото: Из личного архива аэропорта

- А вообще в этих аэропортах какое сейчас состояние взлётно-посадочных полос?

- Практически - во всех ужасное! Например, нашу полосу построили в 1979 году, ей больше 30 лет, и за это время ни разу не делали капитального ремонта, а ведь до 1992 года аэропорт работал буквально круглосуточно. Огромный ИЛ-76 садился - с ноября до мая, в 2000 году с этой полосы он 157 вылетов сделал. Я уже не считаю АН-12. И при такой эксплуатации полосы - ни одного капремонта.

- Это в итоге может вылиться в ЧП?

- Нет. У нас есть аэродромная служба, она каждый день смотрит состояние взлётки и даёт годность. Сами латаем сколы, выбоины! Начиная с июня, бригада с полосы не уходит: вырезают куски бетона, заливают новым. И так частями… Каждый год по миллиону на это тратим. Ни одного рубля дотаций ещё не получили.

- Не очень весёлое настроение у вас в канун профессионального праздника?

- Привыкли уже. Стараемся, летаем. В 2005-2006 годах - вот когда было жутко! Но потом нефтепровод ВСТО стали тянуть - много заказов появилось, вертолётов налетело, мы нормально заработали, аэропорт расцвёл. Три года это продлилось, труба «ушла» - теперь только осмотр, обслуживание. Определённый провал в работе, конечно, есть, но сейчас появился новый государственный проект - «Сила Сибири». Выкрутимся.

Смотрите также: