Не зря писатель Валентин Распутин называл её краем возле самого неба: в эти живописные места можно добраться только по воздуху из Нижнеудинска. Да и то не сразу - таинственная Тофалария, которую по красоте сравнивают с природными уголками Швейцарии, принимает только тех путников, кто готов неделями ждать лётной погоды. Пока таких немного - большинство пассажиров, которые вылетают в этот край, - местные жители.
Как говорит руководитель отдельной авиационной группы аэропорта Нижнеудинска, в прошлом лётчик Тарас КУЗНЕЦОВ, в советские времена была совсем иная картина: бодрые туристы с рюкзаками разбивали на берегу реки Уды целые палаточные лагеря и готовы были неделями ждать своей очереди на вертолёт, чтобы увидеть нетронутую красоту сибирской глубинки.
120 рублей за вертолёт
Дарья Галеева «АиФ-Иркутск»: Но с этого года власть всё же решилась субсидировать вертолётные перевозки в Тофаларию. Разве это не помогло увеличить турпоток?
Тарас КУЗНЕЦОВ: По земле в этот горный район можно доехать только в маленький отрезок времени зимой, когда встаёт Уда и открывается зимник, по нему завозят дизельное топливо и продукты. Единственный вход в Тофаларию - авиация, но вытянуть эти рейсы самостоятельно авиакомпании не могут, для них они убыточные. Но там же люди живут, поэтому власть была вынуждена начать субсидировать перевозки. Но сначала - только для местных жителей. И получилось так, что для тофов, у которых есть там прописка, билет обходился в 750 рублей, а для всех остальных - в десять раз больше! Понятно, что из-за такой цены поток туристов вообще упал.
- Получается, в Тофаларии довольно сложно отдыхать? Нужно ведь сначала добраться до Нижнеудинска, долго ждать свой рейс, не понимая, что ждёт тебя в самом путешествии…
- Край очень красивый, есть что посмотреть, чем заняться, он хорошо подходит для пешего туризма, сплава по красивейшим горным речкам. Однако там практически нет туристической инфраструктуры: в посёлках Тофаларии туристам попросту негде остановиться - гостиниц и турбаз там нет. Нет отлаженной системы, с помощью которой обычный турист - не экстремал, а просто желающий посмотреть на красоту природы - мог выбрать готовый тур с жильём и питанием.Пока всё рассчитано на энтузиастов, которые прилетают в посёлок (чаще всего это центральный Алыгджер) и договариваются с местными жителями, чтобы найти себе проводника.
Местные не возражают, для них туристы - отличная возможность заработать. У них раньше развивалось оленеводство - были мощные стада, но сейчас осталось всего два-три больших стада - не больше, и немного оленей в частных хозяйствах. Тофы создали несколько общин, в которых занимаются охотой, пытаются возродить оленеводство. Но по сравнению с прошлыми годами, это, можно сказать, ничто, поэтому работа в туризме для них была бы большим плюсом.
«Звучит как сказка»
- Туризм в Тофаларии, может быть, и возрождается, но малые аэропорты в Приангарье - видимо, всё-таки нет. По ветхому зданию аэровокзала в Нижнеудинске не скажешь, что через него проходит огромный поток пассажиров.
- Для аэропорта каждый рейс на вес золота, ведь это живые деньги. Аэровокзал живёт количеством рейсов…
- Живёт или выживает?
- Да выживает, конечно. У Нижнеудинска очень хорошее расположение - такая удобная точка между двумя центрами - Красноярском и Иркутском. Раньше на самолётах Л-410 мы дважды в день, даже в выходные, летали на Иркутск, Братск, Красноярск. Доходило до того, что возили вахтовиков из Анапы в Якутск и Мирный, а один наш борт с экипажем даже выполнял полёты в Польше.
Я попал сюда в самый разгар работы. Мне, можно сказать, повезло: вернулся с учёбы в Нижнеудинск в 1976 году, когда здесь всё так крутилось! Я лично летал до Дальнего Востока и в сторону Тюмени, Новосибирска Томска, Омска. Все эти места мы обслуживали на наших вертолётах. Мы БАМ строили. На Ан-2 выполняли авиахимработы в Узбекистане. Наши ребята, наше авиапредприятие обслуживали практически весь Советский Союз. Летом город просыпался в начале пятого утра, с этого времени начинали гонять двигатели, а в шесть-семь уже взлетали. Всё кипело! Те времена я вспоминаю с большой ностальгией. Тогда было интересно жить и работать. А сейчас вообще ничего не осталось.
- Перспектива была, когда шли активные геолого-разведочные работы. Здесь ведь богатейшие места - чего только нет. Взять хотя бы Зашихинское месторождение - там залежи тантала. Говорят, что в таком количестве этот металл есть только в Южной Америке и у нас. Когда разведка работала, мы тоже много работали на геологов, здесь у них были целые посёлки. Но сейчас все они заброшенные. Как и многие «поселковые» аэродромы. У Нижнеудинского предприятия была куча приписных портов: Тулун, Тайшет, Зима, Черемхово - это только крупные. Почти в каждом посёлке работали посадочные площадки для Ан-2: развозили пассажиров по домам, как на автобусе.
Теперь это звучит как сказка. Осталась площадка в Тайшете и Октябрьском - лесоавиационные работы выполняет. В Куйтуне сейчас практически не садятся, но там начальником аэропорта была женщина со старой закалкой. Когда я на машине в Иркутск еду, смотрю: полоса обозначена, ветрячок стоит. Всё у неё до сих пор отлажено. А в Тулуне работал мощнейший аэропорт: двухэтажное здание, инфраструктура хорошая, только полоса - грунтовая. Но в итоге всё это растянули по кирпичикам и получилось, как у Высоцкого: «И растащили плиты со взлётной полосы…»