Для Дмитрия Дмитриевича Лебедева Великая Отечественная началась 17 июля 1941 года, когда их отдельный восстановительный батальон подвергся нападению с воздуха. Тогда личному составу, двигавшемуся на Северо-Западный фронт, чудом удалось избежать потерь, хотя и появились первые раненые.
Работа на износ под бомбежками
Дмитрий Лебедев родился в селе Износково, что в Курской области. После окончания Брянского механического техникума путей сообщения выпускник и не предполагал, что мирная жизнь теперь отложилась на долгие годы. В 1939 году 21-летнего техника-механика паровозного хозяйства призвали в ряды Красной армии и отправили учиться в Орловское военно-политическое училище.
Дмитрий Лебедев |
- Уже с 1940 года было известно про постоянные провокации в Польше. Когда в 12 часов дня по радио сообщили о начале войны, мы в тот же день начали собирать людей – рассказывает Дмитрий Дмитриевич. - На базе полка готовится на фронт 30 железнодорожная бригада, и мы с другом Николаем Маньковским попали в один батальон.
Штаб железнодорожников находился в Валдаях. Здесь Лебедева назначили помощником начальника политотдела. В Северо-Западном направлении не было железнодорожных частей, поэтому созданная бригада была крайне необходима. Сразу начались работы по техническому прикрытию и заграждению участков ст. Старая Руса – Бологое и ст. Соблаго – Бологое, ведь имея превосходство в воздухе, немцы, прежде всего, наносили бомбовые удары по железнодорожным коммуникациям. За первые три месяца батальоном было снято и эвакуировано в тыл 426 км. главных и станционных путей, 343 стрелочных перевода, 68 металлических пролетных строений, 6 пунктов водоснабжения и 152 км. линий связи. Все эти работы приходилось вести при постоянных вражеских налётах. Только на станцию Осташково было сброшено 1400 бомб.
К концу 1941 года Северо-Западный и Калиниградский фронты с трудом снабжались по единственной железнодорожной магистрали Ярославль – Рыбинск – Бологое. И здесь было принято важное стратегическое решение – соединить Северную железную дорогу с Октябрьской. Совершив трудовой подвиг, бригада Дмитрия Лебедева, за три недели в суровых условиях построила 50-киллометровую железнодорожную линию «Чагода – Кабожа»
В это время немцы под Москвой были разгромлены, а батальон Лебедева был направлен на восстановление разрушенных путей и мостов. В феврале 1942 года в ходе наступления был освобожден 32 киллометровый участок железной дороги на подступах к Старой Руссе. Пять суток бойцы батальона разминировали и восстановили этот участок.
Единственный путь к передовой
Железнодорожные мосты постоянно подвергались ожесточенным бомбардировкам. Но несмотря на потери убитыми и ранеными, падения людей от взрывной волны в реку, батальон спасал мосты от ещё больших разрушений, сохраняя порой единственный путь к передовой. В это время из числа минёров-разведчиков была подготовлена диверсионная группа для разрушения железной дороги в тылу врага на магистрали Старая Руса – Псков. Здесь на каждом километре немцы выставляли до четырёх патрульных, были установлены вышки, где находились часовые с пулемётами. В таких условиях диверсанты железнодорожного батальона взорвали путь на ст. Старая Руса – Тулебля, пустив под откос вражеский эшелон с людьми и боеприпасами. В 1943 году уже в ранге заместителя командира батальона Дмитрий Лебедев был удостоен первой боевой награды - медали «За боевые заслуги».
В 1945 году Дмитрия Лебедева перевели в политотдел 2-го Белорусского фронта. Минск был полностью разрушен, и бригада Лебедева занялась восстановлением путей сообщения. Противник, отступая, сумел полностью разрушить коммуникации. На отдельных участках гитлеровцы расшивали рельсы, а шпалы складывали в клетки по 100 штук. На каждую клетку укладывали по 10-12 рельсов, облив клетку бензином, поджигали её. Кроме этого, фашисты применяли метод отгибания рельсов: пришитые к шпалам рельсы они расшивали по краям и отгибали оба конца наружу. После такой операции, рельс использовать нельзя.
Долгожданная победа застала Дмитрия Лебедева в 80 км. от Берлина, в городе Бромберг. К окончанию войны Дмитрий Дмитриевич был майором.
Новые дороги мирной жизни
Долгожданная мирная жизнь началась в железнодорожном корпусе Свердловска, а затем в Ленинградском училище военных сообщений. Дмитрий Дмитриевич участвовал в строительстве вторых путей на перегонах Махачкала – Баку, Иркутск – Слюдянка, занимался эвакуацией путей на затопляемом участке Байкал – Иркутск, принимал участие в строительстве Иркутской ГЭС и дороги Абакан – Тайшет.
Еще в 1941 году Дмитрий Лебедев встретил свою будущую жену Марию Желобякову. В годы войны Мария была военным фельдшером, а после её окончания супруги прожили в счастливом браке 61 год.
Семья перебралась в Иркутск, когда начались железнодорожные работы вокруг Байкала, работали на станции Иркутск-Слюдянка. Дмитрий Дмитриевич поддерживал связь с однополчанами, а с момента расставания с другом Николаем Маньковским, переписка велась постоянно. Но сейчас, рассказывает Дмитрий Дмитриевич, никого уже не осталось…
Как отмечает ветеран, война, какой бы она ни была страшной и кровопролитной, научила железнодорожные войска мастерству стратегии, выковала высокую исполнительскую дисциплину и трудолюбие. Ведь без этого не было бы Победы!
Смотрите также:
- «Все сметает на своем пути лавина наших войск» →
- Михаил Крамзин: за баранкой через войну →
- Вспоминая вторую чеченскую… →