Всухую и без напора. Как выживают без воды посёлки Приангарья

Колодцы опустели, воду приходится покупать. © / Александр ИШАНОВ / Коллаж АиФ

Жители Аларского района вынуждены экономить каждую каплю, изобретать хитрые приборы для сбора дождевой воды и простаивать часами у колодца в ожидании, пока там наберётся хоть немного драгоценной жидкости. Тем временем чиновники разводят руками: о проблеме они знают, но как спасти посёлки от внезапной «засухи» и где взять на это деньги, пока не придумали.    
   

Как на пороховой бочке

Когда село Тыргетуй осталось без воды, его глава Оксана Звягинцева подняла тревогу - дошла до самой «верхушки» областного правительства. Там обещали помочь, но когда и как - неизвестно.

«Воды как не было - так и нет, - вздыхает Оксана Петровна. - Районные власти предлагают нам использовать скважины, построенные в здании школы, но оттуда жители не берут воду - однозначно, нельзя. Да и в том объёме, в котором нужно, её там нет. Так же, как и на колодце, нужно ждать полтора часа, чтобы набрать три «куба» воды, которая будет бежать тоненькой струечкой. Напора никакого нет».

А воды селянам нужно много - и огород полить, и скотину напоить, и себя без питья не оставить. Впрочем, у маловодной проблемы есть ещё одна сторона: если в деревне вдруг случится пожар, тушить пламя будет совершенно нечем.

 Фото: www.russianlook.com

«Любая малейшая искра - и всё, мы останемся бессильны, - говорит глава посёлка Тыргетуй. - А у нас каждый день - ветра. Мы живём как на пороховой бочке!»

Кстати:
Жителям многих посёлков Иркутской области приходится питьевую воду покупать бочками. За 200 «привозных» литров, которых хватает где-то на неделю, они платят от 65 до 120 рублей в зависимости от района. При этом тариф на воду для городских жителей -чуть больше 10 рублей за куб. Вот и получается, что литр драгоценной влаги горожанам обходится примерно в 1 копейку, а селянам в 50 раз дороже.

Между тем в администрации Аларского района, рассказывая о том, что предпринимают власти, чтобы помочь обезвоженному посёлку, в первую очередь подчёркивают - жители молодцы: они сами почистили колодец водокачки от ила и увеличили его глубину. Видимо, больше чиновникам сказать нечего.

Проблема замедленного действия

В то же время учёные говорят, что проблема посёлков Аларского района - не внезапная. Просто «маловодная бомба» копила свой эффект в течение двух лет, а в этом году - «взорвалась».

   
   

«Общее истощение в течение двух лет копилось, а сейчас проявилось наиболее сильно, - объясняет Ольга ГАГАРИНОВА, заведующая лабораторией гидрологии и климатологии института географии имени Сочавы СО РАН. - Сейчас такая ситуация характерна почти для всего Прибайкалья, и связано это в основном с осадками. Аларский район, как и вся Иркутско-Черемховская равнина, - лесостепная зона, в которой уровень увлажнения вообще всегда невысокий. А период с 2013 года мы характеризуем как маловодный: среднегодовая сумма осадков снизилась примерно на 20%. Для этой территории такая цифра имеет очень большое значение, поскольку там и так всё очень засушливо».

В 2014 году «обезвоженный» сценарий повторился: лето и осень были очень сухими, осадков мало. А колодцы и скважины, из которых селяне в основном добывают воду, «питаются» за счёт подземных вод - грунтовых, на которые огромное влияние оказывают атмосферные осадки, особенно осенние. Вот и получается: нет дождей осенью - нет колодезной воды следующим летом.

Кстати, иркутские гидрогеологи ещё в прошлом году отмечали общее понижение уровня грунтовых вод - в среднем по области до 30 сантиметров, что в общем-то немало. А в этом году, по их прогнозу, уровень скорее всего понизится ещё на 0,1-0,3 метра.

Прогнозы о том, когда «грунтовка» снова наполнит колодцы, учёные делать не берутся. Они лишь отмечают, что похожее понижение водности было лет 30 назад и не обязательно, что в этот раз маловодье продлится долго.

«Однако если лето будет сухим, то ожидается вообще кризисная ситуация - и по Байкалу, и по Ангаре, и по другим источникам воды в области, - резюмирует Ольга Владимировна».

Вода для селян обходится в 50 раз дороже, чем в городе. Фото: www.russianlook.com

«Нам нужно хотя бы что-то»

Решать и природные, и другие водные проблемы призвана федеральная целевая программа с логичным названием «Чистая вода», в соответствии с которой строительство водопроводов, скважин и очистных сооружений до 2018 года будут финансировать сразу два бюджета: региональный и государственный. Однако сидящим без воды жителям Тыргетуя от этого пока ни жарко, ни холодно. Войти в мероприятия программы муниципалитет сможет только по заявке, предварительно собрав стопку документов, и только на следующий год.

«Мы не боремся за качество воды - нам нужно хотя бы что-то, - говорит глава посёлка, отмечая, что претендовать на 400 тысяч государственных рублей для строительства новой скважины посёлок может, только затратив более полумиллиона своих кровных на её проект».

Впрочем, трудности с водой преследуют не только Аларский район. Жители других территорий Усть-Ординского Бурятского автономного округа уже привыкли к ежедневным неудобствам, связанным с отсутствием нормального водоснабжения.

«У нас всегда проблема с водой, она же у нас - привозная, а значит, за неё нужно платить, рассказывает Иван, житель посёлка Баяндай. - Платим, потому что это по сути единственный источник питьевой воды. Приходится каждую каплю экономить - не разбежишься. Ещё есть несколько водокачек в районе моего дома, но там вода чисто техническая. Хотя, например, в Тургеневке - это рядом село - проведён водопровод: в каждом доме - своя вода. У нас пока только разговоры о таком ходят».

Как сказали в пресс-службе регионального правительства, если населённый пункт не вошёл в программу, это ещё не значит, что его забыли. Есть и другие варианты финансирования. Тем более, «муниципалитеты сами должны шевелиться», чтобы попасть в программу и получить необходимую инфраструктуру. В этом году, к примеру, «пошевелились» Свирск, Байкальск и Шелехов - эти три города чуть ли не единственные получат софинансирование по «Чистой воде» в 2015 году на строительство очистных сооружений и насосных станций. На это выделено 78,3 миллиона рублей, притом больше половины средств уйдёт на компенсацию долгов за мероприятия прошлого года.

Комментарий

Александра, жительница Осинского района

Александра

«Когда переехала в Осу, была в шоке от того, что воду нужно флягами покупать. У нас есть водокачка. Её как-то реконструировали по новым технологиям, поставили фильтр. В итоге - вода только хуже стала, жёсткая и невкусная, поэтому фильтр убрали, оставили как было.

Ещё в посёлке есть летний водопровод, он должен работать с начала лета, но на практике, включают его только в июле, и к том же - по часом: с пяти до семи. Это неудобно, да и вода там для технических нужд.

Кто в посёлке богатый, свою скважину пробурил и не жалуется. У кого денег поменьше, используют и привозную питьевую воду. Её качают в водонапорной башне напротив Осы. Хотя водовозчики говорят, что там вода уже заканчивается».

Мнение власти

Кузьма Алдаров, вице-спикер Законодательного Собрания Иркутской области  

Кузьма Алдаров

Обращений много, не только из Аларского района: там и Баяндаевский и Качугский. Несколько дней назад мы были в Боханском районе – там тоже одна деревня осталась без воды, просят помочь. Как орган государственной власти мы, конечно, помочь можем только через государственные программы, но, к сожалению, на программу «Чистая вода» в этом году было выделено совсем мало денег.

Мы ведём переговоры с министерством ЖКХ – полномочным органом по реализации этой программы, чтобы они нашли возможность увеличить объёмы финансирования. Деньги нужны, чтобы пробурить скважины. Есть ещё одна большая проблема, связанная с приобретением автомобилей для перевозки воды. Мы выходим с предложением, чтобы правительство постаралось и такие мероприятия в программу включить.

 Пока денег нет, ждём, что Москва поможет разрешить эту ситуацию. В правительстве обещают, что программу «Чистая вода» поставят в число первоочередных, как только появится дополнительный доход.

Сегодня мы ищем возможность обеспечить людей водой на местах. В Тыргетуе можно использовать скважины на территории новой школы, если ввести режим ЧС на муниципальном уровне.

 В любом случае мы эту тему «держим», потому что вода – это первая необходимость для человека и оставлять людей один на один с такой проблемой никак нельзя.

Смотрите также: