Любители развивают в Ангарске фигурное катание и готовятся к приезду Плющенко

   
   

Здесь ждут олимпийских чемпионов. А пока четырнадцатилетний Павел Максимов репетирует программу, с которой будет выступать перед звёздами.

Старший тренер Ирина Щербакова с группой малышей готовится к поездке на соревнования в Томскую область. Остальные воспитанники просто приезжают по вечерам на тренировки и не упускают возможности поговорить о предстоящем мастер-классе от олимпийского чемпиона. Лет восемь назад, когда того же Плющенко смотрели по телевизору на Олимпийских играх в Солт-Лейк Сити, фигурного катания здесь не было.

Посреди «поля»

- Фигурное катание за Уралом сильно на востоке: Уссурийск, Владивосток, Хабаровск, - делится соображениями Ирина Щербакова, - развито на западе: Первоуральск, Кемерово, чуть ближе к нам - Омск и Красноярск. А между двумя «очагами» - западным и восточным - огромное непаханое поле, где этого вида спорта нет или почти нет. И в центре этого поля - мы.

Ирина уже пять лет работает с детьми. Недавно она вернулась из Санкт-Петербурга, где учится в национальном государственном университете физкультуры, спорта и здоровья имени П. Лесгафта. Это второе образование, по первой специальности Ирина - инженер. Отработав по профессии десять лет и родив ребёнка, она неожиданно для самой себя пришла в фигурное катание, которым когда-то cама занималась в детстве.

...Мы идём по непривычно большому и чистому коридору малой арены. Справа окна, через которые видно, как идёт тренировка. Слева - медкабинет, заточка коньков, «стена славы» местных хоккеистов… «Когда к нам на соревнования приезжали красноярцы, они тоже не ожидали такого увидеть, - ловит мой удивлённый взгляд тренер, - тем более, у них сейчас идёт реконструкция арены и ребятишкам приходится ездить за город, так что нам даже позавидовали». Фигурное катание в Ангарске развивается по… непривычно справедливому сценарию, когда есть и желающие заниматься, и условия. Сложнее с тренерами - высококлассных специалистов, желающих приехать в сибирский город посреди «непаханого поля», пока не находилось.

А вообще «изящный и сложнокоординированный» вид спорта в Приангарье развивался по синусоиде: то расцветал, то затухал, так и не подарив нам мировых или европейских побед. Бум фигурного катания прокатился по области в шестидесятых-семидесятых, и среди сегодняшних тренеров есть именно те специалисты, чьё детство пришлось на «первую волну».

   
   

«Из тени в свет»

Началом второй волны можно считать 2006 год и череду ледовых шоу, посмотрев которые по центральному телевидению, люди пошли на катки.

- Когда фигурное катание стало резко набирать популярность, мы почувствовали сразу. - рассказывает Ирина, - целый поток родителей с малышами. Иногда, правда, получалось, что увидеть фигуриста в семье хотели только родители, а не ребёнок.

На форзаце рабочего блокнота рукой тренера выведена цитата: «Спорт тогда прекрасен, когда соответствует твоему организму, мышечному аппарату, складу характера и нервной организации».

Маленьких спортсменов порой набирают в группы, когда им ещё нет пяти лет. «В этом возрасте малыш не может осознанно хотеть заниматься спортом. Главное - заинтересовать его, найти игровую форму, уже потом проявятся характер, данные», - делится Ирина. Так начались целые ледовые спектакли, где одновременно участвуют по двадцать-тридцать детей. Тренер с хореографом Натальей Ильиной на тренировках писали либретто, заказывали из Москвы костюмы… Сначала зрителями были только родители, после на трибунах визжали от восторга детсадовцы. «Ледовые шоу это не спорт, и дети выступают с более простой программой, - улыбается тренер, но здесь они учатся ловить на себе взгляды, быть артистами». На тренировках, кстати, наоборот: родительское присутствие под запретом, чтобы не отвлекать спортсменов.

Из малой арены переходим в здание большой. Под ногами хрустит песок. Вероятно, скоро здесь будет бетонная площадка, а пока с открытия нового здания не прошло и двух месяцев. В холле к приезду знаменитостей спешно заканчивается установка подвесных потолков.

Здесь к Ирине присоединяется её коллега Ольга Сазонова. И стайка маленьких и «средних» фигуристов. Пока двадцать пар коньков режут искусственный лёд, Ольга рассказывает историю своего прихода в спорт: в детстве занималась фигурным катанием у ангарского тренера Анатолия Миронова. После очень хотела, чтобы дочь попробовала себя в этом виде спорта… Пять лет спустя Маша выполнила первый разряд и…ушла из спорта, а её мама осталась. В качестве тренера.

Мария Сазонова была в том самом первом наборе, который появился ещё до открытия искусственного льда в Ангарске. Сезон спортсмены занимались под открытым небом, после «выгадывали» минуты свободного льда на крытой арене. Иногда приходилось начинать тренироваться и в семь утра, порой - заканчивать глубоким вечером.

«Было страшно на первых соревнованиях в Красноярске, - вспоминает Ольга. Дети тогда занимались второй сезон. Мы сидели буквально вот так, - Ольга показывает, как вжимались в бортик катка наставники, - и думали, куда же попали. Ребята в итоге заняли предпоследнее место». Теперь на соревнования выезжают каждый год - с «маленьких» обычно привозят медали. В этих стенах за пять лет побывал бывший тренер женской сборной России по фигурному катанию Виктор Кудрявцев, олимпийский чемпион Антон Сихарулидзе и - с недельным мастер-классом - участник ледового шоу Татьяны Тарасовой Дмитрий Лапшин.

Женя и Паша

Павел Максимов - гордость новой ангарской школы. Как и Мария, пришёл сюда заниматься одним из первых. У восьмиклассника первый разряд, но выступает он на равных с кандидатами в мастера спорта. Даже внешне Паша похож на Евгения Плющенко, к приезду которого юноша готовит показательный номер. Пока Паша катается, для младших Ирина Щербакова устраивает тест: без ошибок назвать все прыжки, которые выполняет юноша.

«Реализуется ли Паша в большом спорте? Он - из первого, «пробного», поколения наших спортсменов», - Ольга Сазонова рассказывает, что те, кто сегодня занимается фигурным катанием, с точки зрения тренеров или будущих последователей, - как «пробные шары». Или как Данко - те, кто сможет реализоваться в большом спорте, придут после, а они проложат дорогу. «Большой спорт? - конечно, надеемся, но вряд ли. А вот спортивный характер - да, как минимум».

Смотрите также: