Куда плывём? Что мешает пловцам Приангарья выбраться на пьедестал

Хороших результатов в спорте можно достичь без особых условий? © / pixabay.com

В чём только не становились олимпийцами жители Приангарья! Лёгкая атлетика и художественная гимнастика, пулевая стрельба и тяжёлая атлетика, борьба и бокс, велоспорт и коньки, сани и бобслей, волейбол и тхэквондо, лыжи и тяжёлая атлетика, и даже водное поло! А вот плавания в этом списке нет. Вернее, не было до сих пор, потому что в августе на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро выступит пловец из Приангарья: 18-летний иркутянин Алексей Брянский попал в сборную, взяв «серебро» на недавнем Чемпионате России.

   
   

Почему иркутяне до сих пор оставались в тени на плавательном поприще - об этом «АиФ-Иркутск» говорит с Сергеем Брянским - отцом олимпийца, пять лет возглавлявшим областную федерацию плавания «Байкал».

С какой командой работать?

Сергей Николаевич сложил эти полномочия 1 апреля. Говорит, не потому что сделал для сына всё, что мог, и не потому, что «попросили», есть другие причины.

- Ситуация печальная, и дело не в количестве бассейнов, - объясняет он. - Пусть их и не шестьдесят, как указано на сайте Всероссийской федерации плавания. Кто подавал такие данные - не знаю, но тренироваться есть где. В том же бассейне «Юность». Мой сын, например, учился плавать в «Изумруде», а когда его закрыли, мы ездили в бассейн школы на улице Марата и в Юбилейном. В Иркутске-2 есть бассейн, подведомственный авиазаводу. А в 2014-м ещё один появился Ново-Ленино. Правда, его построили с нарушениями: вместо шести дорожек сделали восемь, и они оказались слишком узкие для взрослых спортсменов. Строители руководствовались какими-то исключительно своими нормами, при этом минспорта области не проследило за процессом, потому что это городской объект, а городское управление спорта… Я всегда открыто говорил о ненужности управления, которое, по сути, никем не управляет, ведь все ДЮСШ города находятся под «крылом» образования.

Сергей Брянский. Фото: АиФ

Обиды или злости в голосе экс-президента федерации плавания не чувствуется, скорее - усталость. Говорит - может, и стоило продолжать, но не с кем работать.

- Должна быть команда людей работающих с одной идеей в голове, а этого нет, - объясняет он своё решение уйти. - У нас большинство тренеров ждут, пока им создадут условия. Когда мне говорят, что нет результатов, потому что нет условий, - это неправда! Я делал анализ спортивной работы в области за последние 25 лет и уверяю: условий и раньше ни у кого не было, тем не менее призёры Олимпийских игр и чемпионы мира были! И у конькобежцев, хотя крытого катка в Иркутске до сих пор нет. И в лёгкой атлетике бывало, что сборная страны по прыжкам на 90% состояла из наших спортсменов. И в художественной гимнастике иркутские тренеры Анатолий и Ольга Буяновы вырастили несколько чемпионок.

Сергей Брянский тут же начинает рассказывать, что Анатолий Буянов, закончив иркутский физкультурный техникум, сначала стал тренером по плаванию, потому что вакансии в лёгкой атлетике были заняты. И он, легкоатлет, воспитал двух чемпионок Советского Союза по плаванию 1988-1989 годов.

   
   

- Вот пример того, как должен работать тренер! - уверен бывший президент федерации.

Кому больше всех надо?

Примечательно, что сам Сергей Брянский не имеет никакого отношения к тренерству, а президентом федерации стал, потому что больше других родителей юных пловцов обивал пороги спортчиновников, хлопоча о соревнованиях и семинарах, предлагая создать федерацию. И однажды услышал: «Тебе больше всех надо - ты этим и займись!» Он и занялся.

- Стал приглашать специалистов высокого уровня на семинары повышения квалификации нашего тренерского состава, - рассказывает он. - В течение пяти лет два раза в год к нам приезжали заслуженные мастера спорта, участники и призёры Олимпийских игр. Это были практические занятия: в течение недели двадцать лучших пловцов и их наставники утром и вечером занимались в бассейне плюс силовая тренировка днём в зале. Специалисты показывали, что нового в мировом плавании, в чём меняется техника, как нужно работать в зале. Уже через год у нас пошли результаты: у тренирующихся в «Юности» пять воспитанников получили звание мастера спорта. Но это муниципальный бассейн, подведомственный управлению образования, и заниматься там могут только дети школьного возраста. А этого мало!

И объясняет, почему: в той же художественной гимнастике в 18 лет ты уже «старик», на пределе карьеры, а в плавании такой возраст - ещё только начало. И в других сибирских городах существует логично выстроенная система: к примеру, в Новосибирске из городских ДЮСШ для начального обучения спорт-сменов самые талантливые переходят уже в областные школы олимпийского резерва.

У нас же поддержка области, по словам Брянского, чисто символическая:

- Регион выделяет на нужды федерации 620 тысяч рублей в год. Я разделил выделяемые деньги на 12 месяцев, полученную сумму 52 тыс. руб. поделил между 40 участниками сборной. Вышло 1200 рублей на человека в месяц. Это на всё - на семинары, сборы, проведение соревнований, медали, грамоты. Думаю, ситуация изменится, когда область получит водно-спортивный комплекс «Солнечный», где в прошлом году мы даже провели соревнования в рамках VI Российско-Китайских молодёжных игр. Могу сказать, что по качеству и оснащению такого сооружение нет нигде от Урала до Владивостока. На его базе давно пора создать областную школу плавания.

Смотрите также: