Примерное время чтения: 7 минут
1362

Рубашка в поле рождается. Льняной промысел возрождают в Иркутской области

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. «АиФ в Восточной Сибири» 10/04/2019
Собирают лен в соответствии со всеми традициями - под молитву делают первый сноп.
Собирают лен в соответствии со всеми традициями - под молитву делают первый сноп. / Екатерина Лобан / АиФ

Мялка, вьюшка, дерюга, чёсок, костра, опуток, комель – наверняка большинство современных горожан затруднятся ответить, что значат эти слова или хотя бы к чему имеют отношение. Да что там горожане, для многих селян – это тоже абракадабра.

Оказывается, все эти мудрёные названия связаны с выращиванием и обработкой льна. Например, с помощью мялки отделяют волокна льна от жёсткой оболочки – костры, дерюга и чёсок нужны для расчёсывания пушистого волокна, вьюшка – для сматывания готовых ниток, опутком называют пучок, по которому смотрят, высох ли лён, улежался, а комель – это нижняя часть стебля.

Сибирский шёлк

Сейчас трудно представить, что раньше у каждой избы, за околицей каждой деревни в Приангарье голубела широкая полоска льна – сибирского шёлка. Крестьянская семья традиционно выращивала эту культуру, в начале осени хозяйки вязали лён в снопы, затем вымачивали, сушили, вручную трепали и пряли пряжу. Из готовой нити ткали полотно, которое пускали на рушники, полотенца, скатерти, простыни, рубахи и сарафаны. Из семян выжимали масло, начёс (отходы производства) использовали для подстилки домашнему скоту.

Со временем льняной промысел в Сибири ушёл и забылся, но не умер. Неравнодушные народные умельцы переняли опыт старожилов и по крупицам возродили льноводство, пусть пока в отдельно взятом селе, зато с соблюдением всех канонов и правил. Ремесло своих предков уже 10 лет восстанавливают мастера из Центра славянской культуры посёлка Атагай Нижнеудинского района. Наш корреспондент познакомилась с ними на выставке «Полотняная река», которая сейчас проходит в Ремесленном подворье в Иркутске.

«Вырастить лён оказалось целой наукой, – признаётся руководитель Центра Любовь Ванцай. – Чтобы освоить весь технологический процесс, понадобился не один год. Первые посевы мы сделали в 2008 году на грядке в своём домашнем огороде, семена купили в аптеке практически наугад. Осенью собрали неплохой урожай и получили первую грубую рогожную нить. В идеале нить должна быть такая тонкая и гладкая, что легко проходит в игольное ушко. На следующий год сделали всё то же самое, но лён не уродился, а весь ушёл в веник, получить из толстых жёстких стеблей волокно не удалось. Оказывается, мы просто ошиблись с сортом: для ткачества подходит только лён долгунец, а для производства масла – лён кудряш».

«Ты удайся, удайся, ленок!»

Неудача не отпугнула предприимчивых сельчан. Они стали советоваться со старожилами, изучать подробно технологию, искать хорошие семена. Среди местных жителей Атагая нашлась 80-летняя бабушка (в этом году она отпразднует уже 90-летний юбилей) Мария Андреевна Дмитриева, которая помнит и знает все премудрости льняного производства. Она-то и взялась курировать задуманный проект.

Любовь Винцай изучает старинное ремесло уже 10 лет.
Любовь Винцай изучает старинное ремесло уже 10 лет. Фото: АиФ/ Екатерина Лобан

«Осенью 2012 года нам из Пятигорска прислали два килограмма семян. В начале лета мы посадили лён, как учила тётя Маша, – часть под тяпку, часть просто рассыпали и заборонили. И с нетерпением стали ждать результата», – вспоминает Любовь Анатольевна. По её словам, жизненный цикл льна от семени до полотна долгий и трудный, как жизненный путь человека. Сеют лён строго после Николы – 3 июня. В народе говорят: «Кукушка закуковала – пора сеять лён».

Эта культура неприхотлива в уходе – поливать её не надо, полоть тоже. Главное – посадить погуще, чтобы сорнякам негде было пробиться. Цветёт лён очень красиво – голубым морем. Цветочки распускаются вместе с восходом солнца, а после обеда закрываются, образуя коробочки.

Убирают урожай с 3 по 6 сентября. Дело это нелёгкое – нужно рукой захватить стебельки у самой земли и вырвать с корнем пучок, несколько горстей связать в сноп и оставить на поле сушиться.

«Как научила баба Маша, мы сохраняем весь старинный обряд: идём с иконой, под молитву делаем первый сноп, выдёргиваем из него несколько стебельков и привязываем за пояс – чтобы спина не болела. Ведь лён любит поклон», – говорит мастерица.

Дальше подсохшие снопы нужно на 2-3 недели замочить в ручье, запруде или просто в корыте, придавливая сверху камнями, затем вытащить, снова высушить и только потом приступать к обработке. Сушили лён в бане, под навесом, а самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и раскладывали на широкой русской печи. На этом этапе лён имеет неказистый вид: тёмный, сухой, ломкий и занозистый. И только сами мастерицы знают, как идёт превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань.

Сельские мастерицы ткут из льна рушники, полотенца, шьют маленькие сумочки, обрядовые куклы и плетут пояса.
Сельские мастерицы ткут из льна рушники, полотенца, шьют маленькие сумочки, обрядовые куклы и плетут пояса. Фото: АиФ/ Екатерина Лобан

Сначала нужно оббить стебель мялкой, затем вручную обтрепать от жёсткой оболочки, дважды прочесать: после первого прочёса получается пушистая толстая кудель, после второго – более тонкое волокно. Дальше можно садиться за прялку. Раньше был обычай ходить прясть к соседям, в другой дом, потому что на людях за станком не задремлешь, будешь стремиться сделать не меньше других. Да и за разговорами, шутками, песнями утомительная однообразная работа спорилась быстрее. В Атагае прядут прямо в Центре славянской культуры, обучая этому непростому ремеслу ребятишек. Пробуют многие, но по-настоящему влюбляются в дело только самые усидчивые.

Мал урожай, да дорог

Наконец, наступает момент, который завершает долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна: хозяйки садятся за ручной ткацкий станок, из-под которого выходит готовый тёмно-серый холст. Чтобы его отбелить, весной полотно выносят на улицу под первые солнечные лучи.

Нижнеудинские умелицы ткут из льна рушники, полотенца, шьют маленькие сумочки, обрядовые куклы и плетут пояса. На льняных полотнах женщины повторяют старинные орнаменты и узоры в различных техниках вышивания. Все изделия – штучные, они не продаются ни за какие деньги, а создаются исключительно для пополнения экспозиции. В мечтах у мастериц – сделать себе традиционные русские костюмы из льна, выращенного и обработанного своими руками. Но пока объёмы производства не позволяют: на один рушник уходит два больших клубка ниток - это целый урожай со средней грядки.

Кстати:
Посмотреть на творения современных мастеров льняного промысла можно до 4 мая в Ремесленном подворье. Кроме льняных изделий атагайцы привезли в Иркутск вязаные шали, плетёные из лозы корзины, вышитые картины и уникальные авторские куклы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах