Консорциум «Автодата.Рус», который объединяет компании «Глонасс», группа ГАЗ, Минпромторг, «Сколково», «НАМИ», Росавтодор, , «Роскосмос», «Яндекс», и ряд других представил проект Федерального Закона об обязательной передаче на платформу «Автонет» информации датчиков автомобиля для ее последующего анализа и использования.
ДЛЯ СПРАВКИ
Автомобиль генерирует около 4 Тб данных в сутки:
- о техническом состоянии, скорости, манере вождения, профиле дороги, погодных условиях, окружающей среде, географии использования.
Согласно новому проекту Закона, все автоконцерны, владельцы и пользователи автодорог, собственников транспорта за свой счет должны будут размещать в единой базе данные, сгенерированные автомобилями. Всеми автомобилями в стране.
Что будут "собирать"
Издание «Коммерсантъ», ознакомившееся с проектом, отмечает, что на платформу «Автонет» будет попадать информация:
- о направлении, скорости движения, техсостоянии и работе фар машины, о снижении видимости, ускорении, срабатывании систем помощи водителю, сигнализации, экстренного торможения, антипробуксовочной системы, о дорожных работах, препятствиях на дороге, признаках усталости водителя и других.
Данные с каждого автомобиля будут собираться ежеминутно и передаваться в «Автодату» раз в 15 минут. Который будет их «монетизировать»:
- владельцы машин получат доступ к новым сервисам и скидкам, а третьи лица (кто именно – пока непонятно) смогут за деньги получить доступ к информации (есть оговорка – если это не повлияет на безопасность).
К проекту возникло много вопросов
Независимые юристы уже говорят о том, что предлагаемая система тотального контроля противоречит:
- ст.24 Конституции - «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни»),
- ст. 137 УК РФ - «Нарушение неприкосновенности частной жизни».
И это они еще про коммерческую тайну не вспомнили – о ней, кстати, речь в документе вообще не идет.
Кроме того, по мнению опрошенных Ъ экспертов, внедрение системы может привести к подорожанию «массовых машин».