Всех водителей – под колпак: кратко о проекте нового ФЗ

Консорциум «Автодата.Рус», который объединяет компании «Глонасс», группа ГАЗ, Минпромторг, «Сколково», «НАМИ», Росавтодор, , «Роскосмос», «Яндекс», и ряд других  представил проект Федерального Закона об обязательной передаче на платформу «Автонет» информации датчиков автомобиля для ее последующего анализа и использования.

   
   

ДЛЯ СПРАВКИ

Автомобиль генерирует около 4 Тб данных в сутки:

  • о техническом состоянии, скорости, манере вождения, профиле дороги, погодных условиях, окружающей среде, географии использования.

Некоторые из них – фрагментарно - уже получают автопроизводители, автостраховщики, сервис-провайдеры, автодилеры, операторы «Платона» или «ЭРА-ГЛОНАСС».

Согласно новому проекту Закона, все автоконцерны, владельцы и пользователи автодорог, собственников транспорта за свой счет должны будут размещать в единой базе данные, сгенерированные автомобилями. Всеми автомобилями в стране.

Что будут "собирать"

Издание «Коммерсантъ», ознакомившееся с проектом, отмечает, что на платформу «Автонет» будет попадать информация:

  • о направлении, скорости движения, техсостоянии и работе фар машины, о снижении видимости, ускорении, срабатывании систем помощи водителю, сигнализации, экстренного торможения, антипробуксовочной системы, о дорожных работах, препятствиях на дороге, признаках усталости водителя и других.

Данные с каждого автомобиля будут собираться ежеминутно и передаваться в «Автодату» раз в 15 минут. Который будет их «монетизировать»:

   
   
  • владельцы машин получат доступ к новым сервисам и скидкам, а третьи лица (кто именно – пока непонятно) смогут за деньги получить доступ к информации (есть оговорка – если это не повлияет на безопасность).

К проекту возникло много вопросов

Независимые юристы уже говорят о том, что предлагаемая система тотального контроля противоречит:

  • ст.24 Конституции - «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни»),
  • ст. 137 УК РФ - «Нарушение неприкосновенности частной жизни».

И это они еще про коммерческую тайну не вспомнили – о ней, кстати, речь в документе вообще не идет.

Кроме того, по мнению опрошенных Ъ экспертов, внедрение системы может привести к подорожанию «массовых машин».