Сразу после иркутяне увидят несколько премьер на сцене драмтеатра. О том, как сегодня меняются храм Мельпомены, весь город и люди в нём, «АиФ в ВС» беседовал с художественным руководителем иркутского академического драматического театра Геннадием Шапошниковым.
Шесть лет назад Геннадий Викторович уже был гостем нашей редакции. Тогда вышел его спектакль «Сны Ермолая Лопахина» по чеховскому «Вишнёвому саду», удививший многих смелой интерпретацией классики. (Тогда по сцене бегал игрушечный паровозик, под ногами у актёров лежали вишни, а зрители сидели прямо в центре происходящего).
Сегодня, рассказывает худрук, ситуация не изменилась. На горизонте так и не появилось молодых Вампиловых, и переосмысливать Чехова и Гоголя по-прежнему интереснее, чем ставить пьесы современных авторов:
- К сожалению, сейчас многие занимаются драматургией только чтобы ею заниматься. Не так давно мне в руки попала нашумевшая пьеса «Кеды». Про неё говорили: «это прорыв, шагает по всей стране!». Ну и пусть себе шагает мимо! Знаете, куда-то исчез задор, живой народный юмор - его вытесняет эпатаж. Многие ребята пичкают свои пьесы напыщенными оборотами, словесными провокациями, замысловатыми сюжетными ходами. Первое действие они начинают бойко, но дальше становится всё скучнее. И ты понимаешь, что как такового финала не будет - пьеса, по большому счёту, закончится ничем.
Среди счастливых исключений ещё во время первого интервью в «АиФ» Геннадий Викторович упоминал имя сербской журналистки Биляны Срблянович. По ней режиссёр планировал поставить спектакль на иркутской сцене. Но премьеры так и не состоялось: «спектакль получился бы жёстким, иркутская публика консервативна для этого». Сейчас есть надежда, что задумка воплотится: год назад в драмтеатре открылась «Другая» сцена для альтернативных спектаклей.
Ставка на классику сделана и в репертуаре Вампиловского фестиваля. В этом году иркутяне увидят коллективы не только из разных уголков страны, но и из Германии и Кореи. Геннадий Шапошников порекомендовал включить в программу лишь один спектакль. Современный.
- Правда, для этого его пришлось несколько «причесать», исключить ненормативную лексику. Я, конечно, понимаю, что мат концентрирует речь, и мы не просто на нём говорим, а думаем, - иронично улыбается наш гость. - При этом нецензурная лексика на сцене ещё и выдаётся за что-то новое. Хотя, говоря грубо, Станиславский оценил и переварил это ещё в четырнадцатом году прошлого века. Ещё тогда оказалось, что «натуртеатр» малоинтересен. Один из деятелей того времени показал своему сыну театральные декорации. На сцене стоял настоящий дом, с крыши в водосточную трубу сбегала вода, рядом был пруд с живой уткой… Мальчик посмотрел и сказал: «не бывает дома в доме». То, что есть в жизни – не есть искусство, оно скорее метафора, отражение реальности. И важно чувствовать эту разницу. По мнению режиссёра, подающих надежду авторов сегодня губит и… слишком пристальное внимание к ним. Получив пару премий и массу похвал, молодые не стремятся к творческому росту, а стараются и дальше писать так, как писали
Сады по-прежнему рубят
После премьеры «Снов Ермолая Лопахина» Геннадий Шапошников говорил на страницах «АиФ» о злободневности чеховской пьесы. «Вырубание вишнёвых садов» идёт и сегодня: молодёжь рвётся в столицу, на своей земле мы чувствуем себя временщиками…
- Изменилось ли что-то за эти годы? - спросили мы у собеседника.
- Если изменился внешний облик города, появились здания в новом стиле, это ещё не значит, что люди стали мыслить по-другому. И тогда, и сейчас, у власти была та же партия с той же программой развития. Люди по-прежнему живут по принципу «на наш век хватит», - размышляет наш герой. - Сегодня так же, как и шесть лет назад, отовсюду говорят об инновациях, только слышать это уже не смешно. Ну какие инновации могут быть в театре? Наверное, они должны быть в физике, химии, компьютерных технологиях, но точно не здесь. Финансово-культурный центр страны тоже остался на месте, и он по-прежнему вытягивает из провинции молодёжь. Хотя во многих столичных театрах и условия, и финансирование значительно хуже, чем в Иркутске. Мне кажется, это ненормально. В итоге мы похожи на динозавров, у которых нервные окончания не доходили до огромного хвоста. И пока он ничего не замечая щипал травку, другой динозавр уже начинал его есть. Наша Сибирь, да и в целом часть страны по эту сторону Урала сегодня напоминает этот хвост, который вот-вот откусят…
У нас своя колея
«АиФ-ВС»: - Но ведь при этом наш город принимает театральный фестиваль, едут гости со всей страны. Разве культурный Иркутск не может помериться c театральными столицами?
- Конечно, можно тешить себя этой мыслью, но это не так. По большому счёту, Россия сегодня заканчивается Уралом, а за ним начинается другая страна. Та же «Золотая маска» не доходит даже Абакана.
«АиФ-ВС»: - А как же «Золотые витязи» иркутян?
- Я не говорю, что мы совсем не пробиваемся наверх. Конечно, и мы напоминаем о себе. Но причисление Иркутска к театральным столицам - скорее наше желание увидеть, что в Москве знают о нашем существовании.
«АиФ-ВС»: - При этом вы уже много лет работаете здесь. Вам комфортен культурный Иркутск?
- Иначе меня бы здесь не было. У нас очень хорошие условия: огромный театр, достойное финансирование. Не нужно выбивать копеечку на реставрацию или на новую постановку, есть возможность принимать гостей, экспериментировать с пространством… Работать здесь мне интересно - А как вы оцениваете исторический квартал, вызвавший столько обсуждений среди горожан? - Нужно спасать весь город. У нас получается, что в спасание одних памятников мы вложили море денег, а другие забросили и разрушили. Неподалёку от моего дома уже несколько раз горели такие деревянные дома-старики, но крепкие попались, держатся… В целом я хорошо отношусь к кварталу и нашёл там интересные для себя места. Но его границы я бы расширил до границ города. Иначе старина, которую ещё можно спасти, уйдёт в небытие, и Иркутск превратится в средненький город с заурядными пейзажами.
«АиФ-ВС»: - «Звезды на Байкале», Вампиловский фестиваль, дни русской духовности – на сентябрь пришлась масса культурных событий. Как вам кажется, по силам публике всё переварить?
- Забавно только, что у нас бывают только дни духовности, а не жизнь в духовности… А если серьёзно, думаю, такое разнообразие только на пользу. Каждый зритель сможет выбрать, что ему интересно и доступно, в том числе и финансово.
Смотрите также:
- 73-й театральный сезон открылся в Забайкальском драматическом театре →
- Верните зрителя! В Иркутском музыкальном театре реанимируют оперетту →
- Удачный брак с… театром →