aif.ru counter
84

Удачный брак с… театром

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. «АиФ в Восточной Сибири» 22/02/2012
Фото: из архива театра

Любовь к высокому искусству, а вместе с ней и путь одного из самых известных и уважаемых любительских театров Иркутской области «Предместье» продолжается уже давно - в этом году коллективу исполняется 35 лет. Всё это время театром руководит заслуженный работник культуры РФ Лариса Серикова-Керкица.

Режиссёр - профессия мужская, нередко по сложности её сравнивают с работой шахтёра. А передо мной сидит стопроцентная женщина: мягкая, обаятельная улыбка, в глазах лукавый кокетливый блеск, густой музыкальный голос, звонкий смех… Между тем, она создала не просто театр, а настоящую семью со своими особыми традициями. Праздники, театральные встречи, «капустники» актёры устраивают каждый год вместе, в коллективе царит атмосфера дружбы и любви. За много лет сменилось несколько поколений, но между действующими и бывшими актёрами сохраняются тёплые отношения. Создаются семейные пары и рождаются дети, многие из них, вырастая, продолжают театральную династию.

Как же Ларисе Степановне удаётся сохранять коллектив из непоседливых студентов, многие из которых, даже окончив университет, продолжают играть в театре? Неужели не было желания всё бросить?

- Потерять интерес к работе - всё равно, что потерять интерес к жизни, - отвечает она, улыбаясь. - Я не из тех женщин, которые могут сидеть с внуками до конца своих дней, вязать чулочки и получать от этого безумное удовольствие. Моя работа мне интересна, она очень хлопотная, ответственная, доставляет много неудобств, но она любима мной.

В поисках себя

«Аиф в ВС»: - 35 - весомая цифра. Немногие супружеские пары сейчас живут столько времени вместе. Как считаете, ваш брак с театром сложился удачно?

Лариса Серикова-Керкица:- Я думаю, да. В этом союзе я верная жена. Или муж? Режиссёр - это всё-таки мужская профессия. (Смеётся.) Очень старалась, много училась. Сколько народу прошло через мой театр! Когда-то я помогла им реализовать себя, стать свободными, раскрепоститься и физически, и духовно, теперь они стали успешными людьми. Театр ведь даёт очень много! Мы беседуем со своими актёрами, разбираем пьесы, обсуждаем поступки героев. Так у них вырабатываются моральные принципы, мировоззрение, нравственная свобода, раскованность, отсутствие страха быть непонятым.

Фото: из архива театра

 «Аиф в ВС»: - В марте отмечается Международный день театра. К этому празднику в Иркутске, как и во всём мире, обычно готовятся премьеры, всевозможные торжественные мероприятия, фестивали. А вы в этом году чем планируете порадовать зрителя?

Л.С-К.: - В День театра мы покажем премьеру - спектакль «Ночь после выпуска» Владимира Тендрякова о проблеме воспитания детей, о проблемах школы. 35 лет назад именно с этой повести началась моя работа на сцене. Мысль ещё раз обратиться к этой повести возникла два года назад, в Год учителя. Тогда проблемы воспитания школьников особенно часто обсуждались в обществе, по телевидению мелькало множество фильмов о молодых людях переходного возраста, проводились школьные реформы, вводились новые программы, спорили насчёт ЕГЭ. Но нигде, ни в одной программе я не услышала ответа на вопрос, как воспитать молодых людей, как помочь им стать более зрелыми. Всё, как правило, упирается в то, что школа даёт только знания и никакого отношения к воспитанию не имеет. Эта тема затронула и меня, захотелось поразмышлять об этом с ребятами и вновь вернуться к повести, в которой вижу суть проблемы, суть нынешней школы. Я ставила спектакль 35 лет назад, повесть старая, а проблемы те же.

«Аиф в ВС»: - В чём же вы видите выход из этой сложной ситуации?

Л.С-К.: - Хорошо, если у человека есть наставник (было такое слово когда-то), пример для подражания, компания хорошая, где есть возможность разговаривать обо всём, быть выслушанным и понятым. Хорошо, если с молодым человеком будет кто-то, кто поможет понять: счастье заключается не в удовольствии, не в «абсолютном кайфе», выражаясь современным языком. Счастье - это когда тебя понимают, как говорится в фильме «Доживём до понедельника», и это совершенно точно. К этому нужно стремиться молодому человеку: искать компанию, коллектив, где тебя выслушают, поговорят, поспорят с тобой. Это могут быть любые клубы, любые коллективы, главное, чтобы человек там получал радость от общения.

Чисто иркутское название

«Аиф в ВС»: - У вашего коллектива очень интересное название. Как оно появилось?

Л.С-К.: - Театр долго не имел названия, но на десятилетие - наш первый серьёзный юбилей - мы решили уже как-то назвать себя. Вариантов было много, но мне самой в голову пришло «Предместье». Во-первых, это очень наше, иркутское. Здесь, в Свердловском районе, в предместье Глазково долгое время жил Вампилов, который позже написал пьесу «Старший сын», а второе название у неё было как раз «Предместье». И наш театр находится именно в этом районе. Во-вторых, глобальное, философское объяснение: театр профессиональный занимает своё место, большую, огромную нишу как вид искусства. А мы - предместье, то есть рядышком с этим огромным искусством, «перед» театром. В этом названии, я думаю, и заключается особенность нашего театра.

Конечно, мы не профессионалы. И это очень хорошо. Я не люблю, когда самодеятельные театры начинают подражать профессиональным, у нас своя ниша, своё место, мы занимаемся своим делом. Ребята, в принципе, и не могут быть профессионалами, потому что они не на актёров учатся, а на инженеров, физиков, химиков.

«Аиф в ВС»: - Неужели вам никогда не хотелось работать с профессиональными актёрами?

Фото: из архива театра

 

- Когда училась на семинарах в Москве и в Питере, поняла, что «любительское» дело - это очень интересно, и оно ничуть не ниже профессионального. Хоть любительство и не кормит, а ответственности больше. В профессиональном театре работает целый коллектив, а я в своём театре и чтец, и жнец... Декорации, сценография, музыка, костюмы, работа с актёрами - всё на мне. Но это и держит меня в тонусе, ведь, как говорится, дорогу осилит идущий… Когда на семинарах моему руководителю Зиновию Корогодскому режиссёры жаловались на то, что очень тяжело, ничего нет, средств нет, костюмы пошить сложно, он отвечал: «Так радуйтесь, что у вас ничего нет. Как у вас мозги начинают работать, как фантазия развивается!»

Л.С-К.: - …Конечно, тяжело бывает, - опускает глаза Лариса Степановна. - Иногда задумываюсь: откуда силы берутся? Сама себе отвечаю: от моих актёров, я отдаю им, а они возвращают. Иногда прихожу на работу с плохим самочувствием, а к концу рабочего дня уже совершенно здоровая. Я подпитываюсь их энергией, а они моей… Есть у нас такое упражнение: «Я тебя люблю! - А я тебя - сильнее» - кто кого убедит, кто сможет голосом собеседника победить, «переголосить». Так вот я иногда говорю своим актёрам, прощаясь после репетиции: «Я вас люблю», а они мне хором: «А мы вас - сильнее!». Вот так разом и «переголосили», и «вернули». Да, я отдаю много, но получаю ещё больше. Не в этом ли счастье?

Кстати:

«Предместье» - участник и лауреат многих фестивалей, среди которых «Театральные встречи» в Екатеринбурге, «Успех» - Щелыково (родина Островского. - Прим. ред.), «Дальневосточный бенефис» в Хабаровске, «Театральная осень на Байкале», «Сибирская рампа» в Иркутской области. Спектакли этого коллектива нередко удостаивались похвалы известных актёров, режиссёров и критиков. Друзья театра - профессор кафедры журналистики, театральный критик Сергей Захарян, народный артист Виталий Венгер, главный специалист Областного центра народного творчества Валерий Кирюнин - часто приходят на премьеры спектаклей.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах